Отчет


Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Викентию
Архиепископу Екатеринбургскому и

А.М. Верховский, тел. (343) --- -- --

                                

 

Ваше Высокопреосвященство!

Отсыпано 2 км Царской (Старой Коптяковской) дороги на участке от промплощадки Стальной Компании до своротка на шоссе вблизи монастыря. Мне довелось наблюдать процесс отсыпки дороги во время прохождения крест­ного хода в субботу 20 марта с. г., организованного о. Андреем Каневым от храма во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, настоятелем которого он является, до монастыря на Ганиной яме. (см. Фото 1).

Новая отсыпанная дорога изменила ситуацию на Царской дороге и требует соответствующей реакции со стороны Епархии. Изменения коснулись ситуации и в плане духовном, и в плане организационно-административном.

Отсыпанный участок дороги

Отсыпанный участок дороги на схеме 1 обозначен, как участок «Б – Д – Е».

Вновь отсыпанная Царская дорога должна поддержи­ваться в режиме, в котором этим крестным ходам и вообще пешеходам ничто и никто не будет препятствовать[1].

Однако, что мы имеем на самом деле. По вновь отсыпанному участку дороги могут стихийно перенаправиться транспортные потоки, как существующие, так и перспективные. Во-первых, дорога отсыпана с исключительной обстоя­тельностью. Мощность дорожного покрытия – не менее 0,5 метра. Это на­блюдалось мною в месте, где располагался фронт отсыпки дороги, но можно косвенно судить об этом же и на отсыпанных участках (см. фото 1). Во-вторых, ширина дорожного полотна около 5м. Стало быть, дорога выдержит двустороннее движение любого, даже тя­желовесного грузового транспорта.

Фактически, реализована схема транспортной развязки-съезда с ЕКАД, в худшем ее варианте. Свои со­ображения о перспективах вариантов я высказывал Вам в своей записке от января с.г.

Самый простой анализ, приведенной схемы, показывает, что:

1. При Существующей системе дорожной сети: Вновь отсыпанный участок дороги «Б – Д», длиною всего 1 км многократно короче, чем существующий участок «Б – А – Ж», по которому происходит выезд на Серовский тракт и на ЕКАД. Не стоит сомневаться, что это обстоя­тельство послужит стимулом для многих автомобилистов «срезать» крюк на дороге. Поэтому на данном участке сверх всякого вероятия ус­тановится интенсивное дорожное движение, и оно уже начинает устанавливаться.

В результате получается, ухудшенная версия того варианта развязки-съезда с ЕКАД, который предлагает АВТОДОР. (Напомню, в их планы входит задействовать участок «Б – Д» в качестве съезда с ЕКАД). Пешее перемещение на этом участке ста­нет еще хуже, чем ныне на дороге к монастырю от п. Шувакиш, или во­обще станет проблематичным.

Но это еще не все. Вполне ве­роятно, что будет запущено действие факторов, обусловленных тем, что дорога засыпана очень близко от береговой линии озерка, а так же от ее рельефа и состава слагающих ее грунтов.

Кроме того, появилась в последние годы отвратительная привычка ссыпать мусор по обочинам тихих дорог. Не хотелось бы, чтобы обочины Царской дороги «украсились» кучами мусора.

Следовательно, дорогу необходимо делать недоступной для автомобилей совсем. Но, для этого необходимо, чтобы дорога по настоящему «эксплуатировалась в пешеходном режиме», т.е. по ней проводились бы крестные ходы  постоянно, а не раз в год, как ныне. Думаю, что эта традиция – «Малые крестные ходы» обязательно установится (подробности об этом ниже), установится и традиция паломнических походов по маршруту этих крестных ходов (от храма Владимирской иконы до Ганиной ямы).  Если срочно не разворачивать организацию «Малых Крестных ходов», дороги мы лишимся еще до того, как эти традиции полностью развернутся и, тогда мы можем лишиться не только дороги, но и традиции.

2. При варианте развязки-съезда с ЕКАД по варианту участка «В – Г» положение су­щественно улучшится – многократно снизиться потребность автомобилистов сворачи­вать на этот участок дороги. Большая часть дорожного потока направиться именно по участку «В – Г»  для того, чтобы попасть на Серовский тракт и на ЕКАД.

3. При реализации планов АВТОДОРа на участке «Б – Д», Царская дорога будет фактически уничтожена скоростным шоссе, проложенным на ее месте. Если даже удастся наладить пешеходное движение на указан­ном участке, то тогда мы и встретимся с проблемой, указанной выше (см. Фото 2).

*  *  *

Теперь о том, как можно защитить нашу дорогу от автомобильного движения.

Полагаю, что ограничением движения по отсыпанной дороге никто заниматься не будет – ведь не поставят же посто­янные посты ГИБДД у всех въез­дах-выездах дороги. Поэтому не­обходимо включить «естествен­ные» ограничители в самой конст­рукции дороги. Суть предложения понятна из схем.

Можно добавить только, такие ограждения – лесенки не сложно изготовить технически, дорого они стоить не будут. Однако надежно защитят дорогу от автотранспорта (кроме специализированных автомобилей повышенной прохо­димости). В то же время для пешехода они вообще не препятствие и их легко преодолеет трактор. Последнее важно для того, чтобы организовать очистку дороги от снега зимой. Этим лесенки отлича­ются от столбов или бетонных блоков, часто используемых для защиты пешеходных дорожек от автомобилей.

Далее, ширина лестниц должна вдвое превышать ширину дороги (т.е. 8-10м, при ширине до­роги 5м) чтобы лестница не создавала пробки при прохождении колонны крестного хода.

Северный участок Царской дороги:

    Выбор пути

 

Чтобы не повторяться, напомню, что в «Православной газете», №28, 2006, опубликована довольно обширная статья, которая так и называется «Царская дорога», в ней даны основные положения, как понятия «Русская Голгофа», так и «Царская дорога». Как во всякой святыне, в нем нераздельно, но и неслиянно соединено духовное с плотским. Это видимый плотским зрением путь, по которому невидимо ведет нас Святой Царь Николай. Плотски – это путь видимый на местности, его можно вычертить на карте, по нему можно пройти, проехать. Царская дорога – это путь исполненный тягот, лишений, путь крови, слез и страданий, совершаемый во искупление греха совершенного народом[2]. Именно на северном участке, Царская дорога выходит за пределы города. Она, сохраняя и на этом участке все свои основные свойства, приобретает и новые, которые освещают эту нашу святыню с новых сторон.

Екатеринбург –  и Русская Голгофа

Выражение «Русская Голгофа» стало предметом споров и всевозможных спекуляций. Есть ряд «влиятельных» профессиональных богословов (профессиональных – в смысле в профессорских званиях), для которых это выражение неприемлемо, а само понятие «Русская Голгофа» не имеет никакого реального содержания.  Поэтому, ссылаясь на авторитет митрополита Черногорского Амфилохия, мы можем отказаться от пустых споров о природе понятия «Царская Голгофа», ибо для него это, безусловно, святыня.

Митрополит Черногорский Амфилохий во время своего визита в Екатеринбург (4-5 февраля 2004 г.) в конференц-зале Храма-на-Крови произнес проповедь, более похожую на лекцию, ибо длилась она, наверное, не менее получаса. Это было первое, известное мне публичное выступление такого крупного богослова, как вл. Амфилохий, который сформулировал и обосновал 2 положения, имеющие принципиальное значение в «Царском деле». Первое – о Русской Голгофе, второе о духовном значении, которое приобрел Екатеринбург, как город Русской Голгофы.

К моему великому сожалению, у меня нет его текста, а пересказать своими словами, сказанное митрополитом Амфилохием, не исказив смысл сказанного, мне не удастся, ни тогда, ни, тем более теперь, через 6 лет, полагаю, что не только мне, а вообще никому. Его слова не поддаются свободному изложению, как не удается пересказ молитвы без того, чтобы исходный смысл молитвы не был искажен или утрачен (как не удается, к примеру, перевод молитвы с церковно-славянского на русский). Попытаюсь пересказать своими словами, используя при этом свой, а не его понятийный аппарат и свою, а не его аргументацию.

В своей проповеди, он хотя и предельно сжато, но вместе с тем полно, с необыкновенной глубиной и силой изложил обоснованную концепцию Русской Голгофы. Органичной частью концепции было и положение о том, что город Екатеринбург находится под заклятьем, ибо в нем ритуально убили Царя и помазанника Божия Николая II. Владыко Амфилохий рассказал и обосновал, что Русская Голгофа есть подлинная святыня, а не литературная метафора. Иначе говоря, на Русской Голгофе подлинно пребывает благодать Божия.

Ведь главным свойством Голгофы является не то, что это место есть место мученического убиения, но и место воскресения. Царь – человек, следовательно, воскреснуть Он не может, и воскресает не Он. Дело в том, что в Ипатьевском подвале был не только убит, замучен Православный Царь, Помазанник Божий, но вновь распят Царь Неба и земли – Иисус Христос. Цареубийство само по себе есть убийство ритуальное, но изуверы-цареубийцы замучили Царя и Его спутников по особому[3] сатанинскому ритуалу.  Смысл ритуального убиения заключался в том, что вместе с Царем, помазанником Божиим, была убита и Россия[4], или правильнее сказать, – святая Русь. Состав спутников Святого Царя, добровольно взошедших с Ним на Голгофу, как будто преднамеренно подобран так, чтобы представлять образ Святой Руси. Его Семья, Их слуги, в числе которых были представители всех сословий Империи, от простого крестьянина до князя Рюриковича. Главное, не только в этом, Россия духовно оказалась не среди распинателей своего Царя, а сораспята вместе с Ним и со Христом.

Соответственно воскресает не святой Царь Николай, ведь он человек, воскреснуть он не может. Вновь воскресает Сам Христос, сораспятый вместе с Царем, Он воскресает в сердцах и душах русского народа, как итог, как цель, как смысл пути по Царской дороге. И это Воскресение Христа на Русской Голгофе в сердцах и душах нашего народа и есть Воскресение Святой Руси.

Здесь мы немного остановимся, чтобы зафиксировать сказанное.

1. Царская дорога на местности, на Русской Голгофе – это физическая проекция духовного пути русского народа на протяжении от распятия до воскресения Святой Руси. Или, правильнее дорога на местности – это есть телесный образ духовной сущности, на котором духовное (благодать Божия) соединяется с телесным неразрывно, но и неслиянно.

2. Предводительствует народом в его движении по Царской дороге Святой Царь Николай. Потому она и называется – Царская.

3. Место для Воскресения Святой Руси – таково назначение Русской Голгофы. На ней есть место убиения Святого Царя Николая и сораспятия Христа – Вознесенская горка. Это образ Лобного места на Голгофе. Есть место погребения Святого Царя и, соответственно, Воскресения Христа. Это образ Гроба Господня, где и происходит Воскресение Христа. Это две святыни Русской Голгофы, которая является образом Голгофы, расположенной в Палестине. Соединяет их Царская дорога, но образа Царской дороги на Палестинской Голгофе нет, для нее там и места не имеется, ибо расстояние между ними таково, что они перекрыты сводами одного Храма, – какая уж тут дорога. Образом, точнее первообразом, так же как первообразом Христианской Пасхи, является Исход ветхозаветного израильского народа из египетского рабства.

Стало быть, мы можем назвать праздник Царские дни – Русской Пасхой. Сейчас после Царских дней 2007 года мы можем смело писать и говорить об этом. Тогда в конце ночной службы в Храме-на-Крови епископ Женевский Михаил (ЗРПЦ) возгласил: «Христос воскресе»! И весь храм едиными усты и единым духом ответил: «Воитстину воскресе»! Тем самым было провозглашено празднование Русской Пасхи, ведь прообразом Пасхи является тот же Исход. Об этом праздновании, пророчески сказал святой Серафим Саровский – «придет время и на Руси запоют Пасху в середине лета». Время, как видим, пришло.

Если вдуматься в причину или повод для праздника «Царские дни», то что мы, в самом деле празднуем? – как не Пасху[5].

Наша Царская дорога является образом Исхода, в ходе которого русский православный народ, который называют вторым богоизбранным народом, (первый –  ветхозаветный израильский) вышел из царства антихриста, места страданий и безбожия. У израильского народа в Исходе был свой богоизбранный вождь в этом нелегком пути – Моисей.

И у нашего народа – Царь Николай, прообразом которого является Моисей. Богоизбранность Царя Николая определяется его статусом православного Царя, который через таинство миропомазания наделяется от Бога особой Силой (благодатью Божией) для исполнения воли Божией на земле, становясь тем самым образом Царя Небесного. Для исполнения же служения Вождя народа, для того, чтобы вместе с народом осуществить Исход, требуются выдающаяся личная святость. Святость примерно такая же, как у святого Пророка Божия Моисея. Сравним смысловое содержание, знаменитого, много раз цитированного сонного видения митрополита Макария: «Заснувши вскоре, я вижу себя сто­ящим в той же арке, а за нею со Спаси­телем стоит Государь Николай Алексан­дрович. Спаситель говорит Государю: «Видишь в Моих руках две чаши: вот это горькая для твоего народа, а другая сладкая для тебя». Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его наро­да. Господь долго не соглашался, а Го­сударь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши боль­шой раскаленный уголь и положил его Государю на ладонь. Государь начал пе­рекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветлять­ся, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух».

Явление просветления тела святого от действия Фаворского света, удостаивались очень немногие святые (например, Святой Серафим Саровский). Оно же случилось с Пророком Моисеем на Синае и описано в книге «Исход». «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что [Бог] говорил с ним». (Исх.34:29)

 Явление Фаворского света с Моисеем, в Ветхом Завете объяснятся следствием того факта, что «Моисей разговаривал с Богом». Более полного объяснения в Ветхом завете, т.е. до Рождества Христова и, соответственно, до подлинного Фавора, дать было невозможно, но и оно очень точно описывает ситуацию. В Новом Завете это же явление, о котором в Ветхом завете сказано, как: «разговаривать с Богом» означает: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут». (Иоан.15:7). И там же: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне». (Иоан.15:4). Это означает, что человек достиг такого состояния, в котором человек и Бог составляют единство (неслиянное, но и нераздельное), такое же как во Христе, только во Христе оно осуществилось по существу, а в человеке по благодати. Это состояние называют так же обожением и достичь этого состояние – есть цель человеческой жизни, ибо только в таком состоянии человек может находится в Царствии Небесном.

Это значит, что православный Царь стал не только образом (каковым он был согласно духовному статусу православного Царя), но удостоился и подобия Царя Небесного, т.е. стал святым. Ибо уподобление Христу человек удостаивается, когда в нем поселяется Христос, своею благодатью. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем». (Ин.15:5). С этого момента Государь полностью отдался на волю Божию, очевидно этот факт зафиксирован обретением иконы «Державная», и с этого же момента начался крестный путь святого Царя Николая. И поэтому же в Ипатьевском подвале не только убивали Царя Николая, но и вновь распинали Христа, ибо Христос подлинно присутствовал в Нем, по благодати. Возглавление Исхода по Царской Дороге совершается в единение со Христом, так же как и в Первообразе Исхода, возглавляемом Святым Пророком Моисеем.

Царская дорога, это есть духовная проекция Исхода на физическую, плотскую реальность. Ведь и ветхозаветный Исход это не только чисто физическое перемещение из царства рабства в Египте и его оккультной государственности в Землю обетованную – Палестину, но это и духовное возрастание народа в процессе этого перемещения. Смысл этого возрастания – становление народа, который смог бы стать народом, которому под силу исполнить его миссию. Миссия богоизбранного народа – свидетельствование о Христе, когда Он явится в мiр.

Причем второе, т.е. духовное возрастание народа, было более важно, чем первое. На ближнем Востоке отнюдь не сибирские просторы, на дорогу в Исходе им понадобилось бы от силы полгода-год даже с малыми детьми и немощными стариками, а Моисей вел израильский народ по пустыне сорок лет. Ведь путь Исхода в духовном плане оказался гораздо труднее, чем в плане физическом, а подчас были необходимы и кровавые экзекуции: «И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек[6]». (Исх.32:27,28).

У нас несколько иначе, ибо из России мы никуда не перемещаемся и не собираемся этого делать. У нас, выполнение Исхода, является чисто духовным переходом, без его физической составляющей. Царство антихриста находится в самой России, и строительство его было неизбежно, о чем предупреждается Царь Николай II в видении митрополита Макария.

Путь Исхода или его духовное содержание и есть Царская дорога, ибо по этой дороге ведет сам Святой Царь Николай, конечная цель этой дороги, та же самая – обеспечить нашему народу возможность свидетельствования о Христе. Только содержание свидетельства уже иное, чем у ветхозаветного израильского народа, который уже засвидетельствовал и Рождество, и Воскресение, и Вознесение Христа. Для нашего народа назначено свидетельствование о Христе уже воскресшем, о том, что Он сказал о Себе Сам: «Я есмь путь и истина и жизнь». (Ин 14:6). А это свидетельство не только чтение лекций, проведение семинаров, словом, это не только «совокупность пропагандистко-просветительских мероприятий». Для нас свидетельство о Христе – есть следование путем Христа, в истине Христа и жизнью во Христе, ибо Православное Христианство это не свидетельство о нетлении, а факт нетления. Для исполнения своей миссии в полной мере, Россия должна воскреснуть в своей православной государственности, именно воскреснуть, ибо возрождаться уже нечему. Это воскресение и есть – Русская Пасха.

Наш Исход имеет и историческое измерение – он реализуется в нашей истории (и имеет свою физическую проекцию на Царской дороге). Это вся наша история после «свержения Царизма». Это и Революция, отдавшая Россию антихристовой власти, которая до тла уничтожила Российскую Империю. И невероятно кровавый «Красный террор», организованный антихристовой властью,  за 3,5 года которого погибли миллионы лучших сынов России. И «сталинизм», восстановивший Российскую Империю в ее языческой копии. И Война, и Победа, даровавшие России необычайно высокое положение в мире. Это новое завоевание Российской Империи в 1991 году столь же коварной и столь же разрушительной силой, что и в 1917 году. Наша история, переполненная кровью и слезами – это историческая реализация назначенной Господом «горькой чаши» из видения митрополита Макария. И только потому, что в этом страшном и кровавом пути нас ведет Святой Царь Николай этот путь не стал путем погибели, а ведет к Воскресению.

Материальная (географическая, плотская) проекция исторического измерения Царской дороги на местности, это ее образ запечатленный на местности.

Митрополиту Макарию было показано «моление о чаше», совершенное Государем, подобное молению о чаше в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». (Матф.26:39). Более полное объяснение этому феномену дает учение свт. Григория Паламы почти через 1,5 тысячи лет после Р.Х.

*  *  *

Как во всякой святыне, в нем нераздельно, но и неслиянно соединено духовное с плотским. Это видимый плотским зрением путь, по которому невидимо ведет нас Святой Царь Николай. Плотски – это путь видимый на местности, его можно вычертить на карте, по нему можно пройти, проехать. Царская дорога – это путь исполненный тягот, лишений, путь крови, слез и страданий, совершаемый во искупление греха совершенного народом[7]. Этот путь связывает место убиения Царя, Его добровольных спутников, где вновь распят Христос с местом где Христос вновь воскресает. Это путь духовного возрастания русского народа через покаяние, итогом  которого происходит  восстановление единства народа с воскресшим Христом. Восстановление единства народа со Христом есть Воскресение Святой Руси. А это и есть – Русская Пасха.

Мы празднуем ежегодно Русскую Пасху на Русской Голгофе, для этого идем покаянным крестным ходом, повторяя путь слез и страданий нашего народа. Цель этого перехода – встреча с воскресшим Христом для восстановления единения с Богом. Мы идем пешком по Царской дороге, точнее  по той Царской дороге, которая является образом духовного восхождения русского народа. Или как выше говорилось – духовной проекцией  Крестный ход – это молитва Богу, каждый шаг, как слово молитвы. И нам нужна эта молитва, потому что это молитва к Богу о России.

Ибо, святость – это состояние, в котором человек воссоединяется со Христом,  подлинно, а не фигурально принимая Христа по благодати. Тогда человек руководствуется в своей деятельности волей Христа, получая вместе с тем и Премудрость Божию и Его Силу. Как сказано Спасителем: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Иоан.15:4,5). И далее: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». (Иоан.15:4-7).

Здесь же имеется в виду не индивидуальная личность отдельно взятого человека, а соборная личность целого народа. Ведь народ, в отличие от толпы, от населения местности (граждан страны), является не собранием индивидуальных (атомарных, как говорят) личностей, а целостной совокупностью множества личностей всего народа и всех его поколения и настоящего, и прошедшего, и будущего, объединенных множеством связей, прежде всего духовных. Любая индивидуальная личность состоит из тела, души и духа. Так вот, Святую Русь можно отождествить с духом народа (хотя и весьма условно), ибо именно дух личности связывает личность с Богом, обеспечивая состояние святости. с состоянием святости, в котором пребывает соборная личность нашего народа, ибо руководств духом русского народа, как соборной личности. Это отнюдь не должно означать, что «все русские – святые». На самом деле, Церковь земная состоит из грешников (как отдельных индивидуальных личностей), ибо безгрешных людей не бывает, но она же является святой, согласно Символу веры, и в этом нет никакого противоречия. Так же обстоит и с сущностью феномена «Святая Русь».



[1] О степени важности этой дороги, см. специально написанное «дополнение» в самом конце текста.

[2] Здесь, в данном контексте под понятием «народ» – подразумевается некая единая общность, в которую включена и элита – служилое сословие, так у нас было до Петра. Однако к 1917 году, да и поныне, приходится разделять и даже противопоставлять народ и элиту.

[3] Разумеется, «все прогрессивное человечество», а так же «все разумные люди» отрицают это «нелепое утверждение мракобесов». Отрицает это утверждение и прокурор В.Н. Соловьев.  Однако, П. Мультатули дал блестящий всесторонний анализ этой проблемы в книге: «Свидетельствуя о Христе до смерти…». Книга с 2006 года выдержала несколько переизданий. В том же 2006 году она удостоилась высокой оценки Его Святейшества Патриарха Алексия II и его благословения на издание. Так вот в этой книге, объемом около 800 страниц большого формата, указанной проблеме отведено свыше 200 стр., т.е. четверть всего объема книги. Проблема действительно серьезная и от нее так просто не отмахнешься.

Основным аргументом скептиков всегда было – «коммунисты ведь атеисты, неверующие, так о каких, таких ритуалах может идти речь». Хорошо, атеисты, но сомнительно, чтоб уж совсем неверующие. Мавзолей на Красной площади – попробуй тронь, как они, эти атеисты завопят, что это их святыня. Вот тебе и атеисты! Святыня чего или кого! А изготовлена она по правилам египетских религиозных традиций и предназначена для поклонения смерти. И коммунисты и их (якобы непримиримые противники) либералы говорят одно – не позволим тронуть. Почему? ! Может и коммунистов, и у либералов одни и те же религиозные традиции, объединенные их атеизмом, каковой и является их верою. А Мавзолей – это их место поклонения? Я не настаиваю, но иной логики я не вижу. Точно так же дом Ипатьева – восстановления которого «общественные организации» столь страстно добивались с 1997 по 2000гг. –  это тоже ведь еще одно капище той же «религиозной традиции»?

[4] Что значит «убивали Святую Русь»? – это не только физическое истребление ее лучших сынов, проведенное в ходе «красного террора» в 1918-1921 гг, в ходе которого, убито, умучено несколько миллионов русских людей, уничтоженных по выбору – лучших. Это еще и духовное растление, оставшихся в живых. Истребления в них образа Божия Вот как сказал об этом поэт С. Бехтеев: «Грозно удары гудят и гудят,/Колокол плачет и стонет;/Пьяный народ под зловещий набат/Совесть навеки хоронит./ Рушатся кровли церквей и палат,/ Падают в парке березы;/ Эхом звериным далеко звучат/Вопли, хулы и угрозы.

[5] К настоящему времени сложилась традиция проведения Царских дней в виде не одного, а двух праздников, мало связанных между собою. Один – праздник светский, так и называемый «фестиваль». Другой, собственно и есть праздник «Царские дни», отмечаемый церковным народом с июля 1989 года. Светский праздник – обычные светские увеселения, игры, песни, пляски – посвящен непонятно чему. Неужто, светскому событию – мученическому убиению Святого Царя и Его Святой Семьи?

Другой праздник – это и есть праздник пасхальной радости от встречи с воскресшим Христом. Это праздник молитвенный, он начинается с крестного хода от ст. Шарташ до Храма-на-Крови – от места вступления Святого Царя в пределы города на заключительном этапе Его крестного пути на Голгофу (соответствует Страстной Пятнице). И второе молитвенное делание: служба в Храме-на-Крови, Великий крестный ход по Царской дороге, служба в монастыре на Ганиной яме (соответствует Святому Воскресению).

[6] Кстати, никому в голову не взбредет назвать Моисея «кровавым палачом израильского народа».

[7] Здесь, в данном контексте под понятием «народ» – подразумевается некая единая общность, в которую включена и элита – служилое сословие, так у нас было до Петра. Однако к 1917 году, да и поныне, приходится разделять и даже противопоставлять народ и элиту. Подробнее об этом ниже.