Фрагмент: география и история
Анатолий Михайлович Верховский
Фрагмент из статьи "Царская дорога на Северном участке". Часть 1.
География
Честные тела Святого Царя и иже с Ним убиенных везли в обход Поросенкова лога, по «времянке», через переезд 185.
Фото 1 • Переезд № 185. Фото 1919 года.
Фото 1
Фото 2 • Переезд № 185. Фото 2006 года.
Фото 2
Об этом написано всеми авторами книг, в которых описывался этот путь (Дитерихс, Соколов и др.), эти книги я своевременно читал, прекрасно знал об этом и, тем не менее, проводил линию Царской дороги через Поросенков лог. Я мог бы привести свои соображения на этот счет, но, полагаю, в этом нет, пока, необходимости. Так же мы не будем обсуждать и обстоятельства открытия правильного пути, и тоже пока. И то, и другое мы рассмотрим ниже. Здесь же мы обсудим вопросы чисто плотского (географического, если угодно) характера – объезд Поросенкова лога. Причем, очень кратко, рассмотрим и неправильный вариант.
Дело в том, что положение Старой Коптяковской дороги ныне никаких сомнений не вызывает, а отклонение от нее, которое было сделано по объезду в 1918 году, ныне вызывает целый веер возможностей отстройки этого объезда, обусловленный девяностолетней историей этого участка. Из всего веера возможностей только единственный может быть правильный, его и нужно выбрать, отбросив все остальные.
* * *
На «Карте 1» обозначены основные точки и линии, необходимые для отстройки Царской дороги на данном участке. Топоосновой этой карты послужил фрагмент спортивной карты (существует такая дисциплина – «спортивное ориентирование»). Особенностью этой карты является скрупулезное нанесение на нее всех дорог и троп. Особенность, которая нам очень поможет. Итак:
1. Старая Коптяковская дорога. На указанном участке она полностью сохранилась. Ее положение установлено точно и никаких сомнений ни у кого не вызывает.
2.Переезд №184, обозначим на карте, как «Точка 1». Не осталось никаких следов от его былого присутствия.
Фото 4 • Переезд № 184. Фото 1919 года.
Фото 4
Фото 5 • Место, на котором был переезд № 184, 2006 год. На заднем плане, за линией ж/д бетонный забор и строения промплощадки Мостоотряда 72.
Фото 5
Тем не менее, его положение тоже достаточно точно определено и тоже никаких серьезных сомнений не вызывает. Он расположен в 30-50 м к северо-западу от существующего переезда.
3. Положение точки, в которой произошло ответвление объезда Поросенкова лога от Коптяковской дороги - «Точка 2». Установление местоположения этой точки стало возможным, когда в наше распоряжение попал полный текст следственного протокола, составленный Соколовым 23 мая 1919 года[8]. Местоположение этой точки перестало быть гадательным, ибо в протоколе указывается точное положение точки, в которой происходит ответвление объезда от Коптяковской дороги
Приведем цитату из протокола Соколова: «При исходе 9-й версты дорогу пересекает железнодорожная линия, идущая от Екатеринбурга на Тагил. Приблизительно на расстоянии полторы версты от полотна этой линии, не доходя до нее, дорога делится на два разветвления, идущие к двум разным переездам через полотно этой линии. Одно из разветвлений меняет основное направление дороги и уклоняется в северо-восточном направлении, другое сохраняет это основное направление. Первое из разветвлений идет к переезду № 185, второе – к переезду № 184. Первое разветвление, пройдя переезд № 185, идет вдоль полотна железной дороги и у переезда № 184 вновь соединяется с разветвлением, перешедшим через переезд № 184. Его путь, когда оно идет вдоль полотна железной дороги, имеет местное название "времянки", т.е. временной дороги, образовавшейся во время постройки железнодорожной линии». (стр. 28, указанного издания). Это описание сразу же ликвидирует «веер возможностей», оставляя один единственной путь для объезда Поросенкова лога.
Более точное расстояние до переезда находим на странице 30 того же издания: «Разветвление, идущее к переезду № 184, имеет своим протяжением от начального момента разветвления дороги до переезда 2959 средних шагов взрослого человека».
Рис. 2 • Увеличенный фрагмент "Карты 1". Указано положение Точки 3 - место переезда 185 и "исчисленная" Точка 2, которая почти точно совпадает с развилкой дороги. По ней отходит Царская дорога. Далее она следует по дорожке, которая служит ей естественным продолжением.
4. Положение переезда №185, показанное на местности Ю.П. Гоголевым[9], «Точка 3». Эта точка хорошо согласуется с точкой 2 благодаря тому, что их соединяет целая система дорог, троп и дорожек. Если бы не точное определение точки ответвления объезда по «времянке», установленное по материалам Соколова, то положение переезда 185 можно было поставить под сомнение.
* * *
Кроме того места, которое указал Гоголев, в котором находится и поныне сохранившийся переезд, расположенного примерно в 1 км от переезда 184, в литературе есть сведения об ином положении переезда 185. В книге известного исследователя О.Платонова [Платонов О. – Убийство Царской Семьи, М., «Советская Россия», стр. 161.] переезд 184 и переезд 185 отстояли друг от друга на расстоянии 150-200 метров. При этом Платонов ссылался на показания местного жителя (формально столь же компетентного, как и Гоголев).
Рис. 1 • Иллюстрация "гипотезы псевдопереезда 185". Точка "3-?" место переезда 185 по версии О. Платонова. На карте показана старая заросшая колея, которой мог соединяться указанный переезд с Коптяковской дорогой. Согласно протоколу Соколова ответвление от Коптяковской дороги было на 1,5 км южнее, что делает эту гипотезу несостоятельной.
Рис. 1
На месте, которое можно найти, руководствуясь книгой, О. Платонова никакого переезда и даже следов его, не существует. Но этот факт формально не является доказательством, что переезда не было в 1918 году. Ведь и от переезда 184 ничего не осталось. Переезд, если бы он реально существовал в 1918 г., мог быть впоследствии ликвидирован, разве мало что произошло на этом месте (см. ниже о событиях, произошедших около 1925 года). Нашелся и подъездной путь к переезду (см. рис. 1). Получается цельная система, в которой все как-то укладывается воедино, поэтому можно говорить о «гипотезе псевдопереезда 185». Дорожка прослеживается в виде заросшей колеи, хотя, ныне она настолько заплыла и заросла, что найти и проследить представляет немалых трудностей. Но когда составлялась данная карта – 70-е годы, очевидно, тогда колея была отчетливо различима, потому и нанесена на карту.
Как видим, гипотеза внутренне непротиворечива и я потратил на нее немало времени и сил (к сожалению не только своих), зато к ней (а также к чему-то подобному) можно не обращаться, ибо теперь она «выработана досуха». Именно этот вариант объезда я показывал весною 2006 года владыке Викентию, но и этот вариант был им забракован.
При всей исключительной ценности свидетельств местных жителей, мы должны сознавать, что память человеческая не абсолютна и, вдобавок, очень сильно привязана к реалиям сегодняшнего дня. Например, местные жители на вопрос о происхождении названия «Поросенков лог», в большинстве случаев отвечают, что это название происходит оттого, что, поблизости от него находилась свиноферма. Но ведь название «Поросенков лог» присутствует в материалах следствия Соколова, т.е. оно заведомо более древнее, оно существует с той поры, когда не было ни свинофермы, ни поселка Шувакиш, более того, в ту пору, когда возникло это название, не было и понятия «свиноферма». Понятие «свиноферма» – это реальность не 1918 года и дореволюционной России вообще, а реальность советской эпохи, и ее колхозно-совхозной системы, а сейчас, по миновании этой эпохи, почти забылось и само это понятие[10]. Поэтому, любое свидетельство должно быть «привязано» к реалиям своего, а не нашего времени. Гоголев указал переезд, который на его памяти, во времена его детства, активно использовался по своему назначению, но этот факт не является формальным доказательством того, что он был и в 1918 году.
Подлинным доказательством этого, является указание Соколова. И, если бы, Соколов в своем протоколе указал расстояние по Коптяковской дороге не 2 километра, а полкилометра, то нам пришлось бы согласится с Платоновым и его информатором из местных жителей, а не с Глаголевым.
* * *
Положение точки 2, т.е. место развилки дороги, определим по «счислению», отмерив 2959 «средних шагов взрослого человека», а если перевести эту величину в привычные единицы длины, то это значит, что развилка отстоит от разъезда 184 на 2071[11] м (0,7 м Х 2959). Отмерив это расстояние, с учетом реальной, а не воображаемой точности, получаем положение точки 2. Под реальной точностью здесь подразумевается точность, определяемая разрешающей способностью топоосновы, которой мы располагаем, а она не может быть точнее, чем 1 миллиметр карты – т.е. точность в пределах первых десятков метров. Точка 2 находится на территории Западного кладбища. На север от этой точки действительно отходит ответвление, которое «наследуется» одной из кладбищенских аллей (дорожек), на ней ныне уложено асфальтовое покрытие. У этой аллеи хорошо выраженная криволинейная конфигурация. Такая конфигурация явное указание на то, что во время формирования этой аллеи, дорога продолжала функционировать по своему прямому назначению, т.е. по ней продолжали ездить на переезд 185.
Впрочем, остается некая неопределенность относительно точного, (с точностью до метров, десятков метров) положения Царской дороги на участке от Точки 2 до Точки 3. И это понятно, Коптяковский лес, это пригородный лес, точнее даже, один из городских лесопарков. Это Соколов о переезде 184, писал в своем, цитируемом выше протколе, «на исходе девятой версты» (т.е. исходе одиннадцатого километра) от пеерезда через Пермскую железную дорогу. Тот переезд был самой окраиной поселка ВИЗ, а теперь сам переезд 184 находится на границе городской черты. Поэтому, всевозможных дорог, дорожек, ведущих к разъезду 185 великое множество, приходится выбирать из их множества. По ряду признаков удалось определить самую «древнюю» из них, следовательно, возможно, относящуюся к эпохе 1918 года. Именно по ней на итоговой карте проведена красная линия Царской дороги.
Фото 3 • "Времянка". Фото 2006 года.
Фото 3
Зато положение Царской дороги на участке между разъездами 184 и 185, можно определить предельно точно, – это «времянка», т.е. дорога, идущая вдоль и поблизости от железнодорожной линии, она была и осталась в этом же месте. Эта дорога и поныне полностью сохранилась. (см. фото 3)
История
Обратимся к истории формирования обстановки Царской дороги на этом участке.
Фото 4 • Переезд № 184. Фото 1919 года.
Фото 4
Когда был построен переезд 185, сказать ныне, вряд ли представляется возможным. Железная дорога была построена во второй половине 70-х годов XIX века. Коптяковская дорога к тому времени существовала уже примерно полтора века, при строительстве железной дороги был построен разъезд № 120 и переезд № 184. При переезде было жилье, в котором проживал объездчик (см. фото 4). Коптяковская дорога была проложена в первой половине XVIII века для нужд Верх-исетского завода и находилась в эксплуатации вплоть до рубежа XIX и XX веков. По ней возили древесный уголь из Коптяков (точнее из их окрестностей, где его выжигали) и железную руду из рудников, которые тянулись в виде цепочки от окрестностей завода в северо-западном направлении. Последним в этой цепочке был рудник Ганина яма.
На рубеже столетий во всем мире произошел массовый переход металлургического производства на новую технологию, в которой дорогостоящий древесный уголь был заменен коксом. Очевидно, коснулось это и нашего ВИЗ’а, работа коптяковских углежогов стала нерентабельной. Да и добыча руды в прежней рудной зоне прекратилась, рудник Ганина яма был последним, который разрабатывался для нужд завода. Отпала нужда в ресурсах, которые вывозились по Коптяковской дороге и, соответственно, администрация завода перестала поддерживать Коптяковскую дорогу в рабочем состоянии. Гати разрушались, и никто их заново не мостил, мостики не ремонтировались, дорогу, на заболотившемся участке Поросенкова лога никто не поправлял, тогда, возможно, кто-то из предприимчивых ездовых объехал этот участок по «времянке», ему последовали и другие, а потом был построен и переезд № 185. При таком варианте развития событий переезд появился где-то перед Мировой Войной. Впрочем, может, переезд был построен лет на сорок ранее, когда строилась сама дорога? – вряд ли кто теперь вспомнит, впрочем, это уточнение мало что меняет
После Революции, в начале двадцатых годов объездчик вместе со всею семьею, проживавшие в «будке» при переезде 184 были убиты «неизвестными злодеями»[12]. Будка, расположенная около переезда 184 была закрыта, никого туда уже более не селили, зато жилье было построено около переезда 185, в 50-е годы там жило несколько семей. Очевидно, готовили место, убирали возможных свидетелей для организации захоронения «царских останков». Ведь от будки до места захоронения в Поросенковом логу менее 200 метров, ее обитатели смогли бы увидеть непонятные работы, которые пришлось бы производить почти на их глазах. После «зачистки» территории состоялось захоронение ложных останков. Если бы (по первому, «Платоновскому варианту») переезд 185 и впрямь располагался в 200 м от переезда 184, то тогда же закрыли бы и его, переместив на километр, т.е. в то место, положение которого было указано Гоголевым, который эксплуатировался в советское время на его памяти.
В 1927 году Свердловск посетил «великий пролетарский поэт» Маяковский, опубликовавший в феврале 1928 года стихотворение под названием «Император»:
У корня под кедром, дорога
А в ней – император зарыт.
Маяковский на 60 лет опередил Рябовско-Авдонинскую «могильную версию» судьбы честных тел Святых Царственных Мучеников. И тоже это была заведомо не его личная инициатива. Через него, как через информационный канал, в общество была вброшена дозированной информация (точнее дезинформация) о погребении Честных тел Святого Царя Николая и иже с ним убиенных. В 1925 году «зачистили» место под ложное погребение «царских останков». Вскоре подготовили и организовали ложное погребение[13]. После этого и «великий пролетарский поэт» выступил с полунамеком о месте этого погребения.
Только тогда, в начале 1928 года на этом все дело закончилось, в отличие от разворачивавшейся на наших глазах эпопеи «царских останков». Свои соображения на этот счет, зачем и кому это было нужно тогда? мы еще рассмотрим ниже.
Но продолжим историю формирования обстановки около Царской дороги.
Дорога через переезд 185 была заброшена в середине 60-х годов и, поэтому городское начальство решило устроить на ней кладбище. Дорогу забросили, потому что западнее проложили новую, что было связано с возведением нескольких объектов: Строительство больницы (ДМБ № 9), перенос городского рынка с ул. Щорса за город, в район пос. Шувакиш и где-то в это же время начало строительства промплощадки предприятия «Мостотряд 72», все это потребовало новой асфальтовой дороги, которой, заодно соединили поселок Шувакиш с городом. Все эти объекты были воздвигнуты в ходе одной градостроительной волны, середина 60-х – начало 70-х годов прошлого века, все они были построены одновременно с открытием кладбища и все они являются знаковыми элементами обстановки Царской дороги.
Но одновременно с открытием кладбища на Коптяковской дороге открылась еще одна развилка: была построена асфальтовая дорога, наличие которой и отменило необходимость дороги через перезд 185.
В конце 80-х годов севернее Мостоотряда № 72 начали строить еще одну промплощадку, ныне она занята «Стальной компанией». И эту промплощадку, как и Мостоотряд, начали строить тоже прямо на Коптяковской дороге, причем, как и в первом случае на самом болоте, хотя, казалось бы, – зачем строить на болоте. Рядом есть совершенно сухие участки, но были какие-то неведомые соображения. Как бы то ни было, Старую Коптяковскую дорогу перекрыли на протяжении более километра. Похоже, это и была неосознанная причина выбора места для размещения строительства, при этом выборе и болото не помеха.
Наконец, 1991 год был последним годом существования Шувакишского рынка, на котором в советское время, частные люди (а не государственные магазины) торговали импортом, а когда импортом стали торговать на каждом углу в городе, то надобность ездить куда-то за город отпала, и рынок закрылся сам собою. В это же время был организован и запущен рынок «Таганский ряд», который фактически заменил, рынок Шувакишский, тоже, как и прежний, расположившись в непосредственном окружении Царской дороги.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ: "Царская дорога на Северном участке"
-------------------
[8] Российский архив (История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.) Выпуск VIII. Н,А, Соколов. Предварительное следствие. 1919-1922 г.г. М.: Студия «ТРИТЭ» «Российский архив РЦХИДНИ», 1998 г., 464 с.
[9] Ю.П. Гоголев помнит положение этого переезда с детства, и любезно согласился выехать на место и показать его, за что ему великое спасибо. Он же, в 1991 году показал место раскопок Рябова-Авдонина в Поросенковом логу.
[10] Все-таки, название «Поросенков лог» и, даже необычная языковая форма (не поросячий, а именно поросенков) не случайно, оно как нельзя точно подходит к месту, которое обозначает. От звука этого слова веет какой –то нечистотой, даже в гигиеническом смысле. Вообще в географических названиях существует таинственная непостижимая связь с названным объектом, а попытка изъяснить смысл этого названия очень часто не приводит к успеху, ибо происходит по приведенной схеме: Поросенков – значит от свинофермы, хотя в те времена, когда название было дано местности, не существовало понятий, какие им приписывают объясняющие сейчас. Этот случай яркая иллюстрация попыток объяснить название «Ганина яма». Каких только версий объяснения не придумано, а все они построены примерно по той же схеме. Скорее всего, подлинного смысла этих названий так никогда и не будет найдено, в этом, возможно, и есть их настоящий смысл
[11] В данном конкретном случае «средний шаг взрослого человека» равен 0,7 метра. Вопрос – почему именно столько – не 2960 и не 3000, то есть, не округляя число шагов хотя бы до десятков, и почему бы Соколову не указать расстояния в метрах или прочих единицах длины, потребовал бы слишком обширного комментария. Ибо эта величина есть некая абстракция (как, к примеру, в физике «спектр излучения абсолютно черного тела»). Эта абстракция имеет реальное смысловое значение только в рамках определенной теории, для изъяснения которой нет ни времени, ни места.
[12] Убийство, со слов (журналиста) Ю.В. Липатникова, произошло в 1925 году. Он рассказал мне об этом летом 1992 года, со слов местных жителей, с которыми провел несколько бесед об этом. Об убийстве обитателей будки написано и в книге О. Платонова, о которой говорилось выше, только там приводится более поздний срок – 30-е годы. Память человеческая фиксируя события, редко фиксирует и цифирь, сопутствующую событиям – метры, килограммы, даты. Но факт этот, получается – был.
[13] Семья путевого обходчика, которую «зачистили» в будке у переезда 184, семья, которую расстреляли для «подготовки ложного захоронения». Ведь это же все живые люди, со своей жизнью, своими чаяниями и надеждами и их безжалостно прикончили вурдалаки в человечьем облике. У них, захвативших целую страну, были неограниченные возможности распоряжаться по своему разумениями всеми ресурсами всей страны, в том числе и «человеческие ресурсы». Вот они распоряжались. За несколько лет своей власти они прикончили, замучили свыше 15 млн. человек, поэтому еще несколько человек ради организации фальшивки «царских останков», для них ничтожная мелочь.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ: "Царская дорога на Северном участке"