Путь и истина


часть 3      часть 2     часть 1

В 12 икосе Акафиста Святому Царю Николаю[1] в очень немногих словах говориться: Во-первых, – об истине, во-вторых, о том, что наставляется ею народ (не отдельные человеческие личности, а народ в целом). Что значит наставление истиной? В современное сознание незаметно внедрено представление об истине, как о совокупности неких сведений, словом, истина отождествляется с информацией. Говорят ведь, что критерием истины, дескать, является опыт. Причем под опытом понимается исключительно опыт эмпирический, например, научный эксперимент, где этот принцип познания доведен до предельного совершенства. Если подходить к понятию «истина» с эмпирических позиций, то вышеприведенные слова есть чистейшая бессмыслица – никаких трактатов с изложением каких-то идей, Святой Царь не оставил. Но это значит, что истина не есть информация, она усвояется не эмпирически и, соответственно ни критерием истины, ни ее источником не может быть опыт эмпирический, а только опыт духовный. В Ветхом завете говориться: «Господь Бог есть истина[2]», следовательно, наставление истине возможно только в молитвенном общении, в Духе Святом, ибо Бог не познаваем. В Новом Завете, когда Бог, вочеловечившись, принял видимую телесную форму, и получил личное Имя, и, обращаясь к Богу, мы обращаемся к конкретной личности (а не абстрактной безличной Сущности), определение истины уточняется: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня[3]». Истина, следовательно, есть Сам Христос, обращение к истине и усвоение истины есть обращение к Личности Самого Христа и не может быть заменено набором каких-то сведений (информацией), какими то абстрактными «правилами добра», или какой-то формализованной доктриной или теорией, понятными человеческому разумению. Усвоение истины есть принятие благодати Божией (Премудрости Божией). Из учения Святителя Григория Паламы следует, что принятие Христа и есть принятие Его в полном и буквальном смысле: «Пребудьте во Мне, и Я в вас[4]». Ибо, согласно этому учению, благодать есть Сам Бог, но не по Своему Существу, а по Своим несотворенным Божественным энергиям (которые есть Сила и Премудрость Божии). Принятие истины, усвоение истины или приобщение к истине есть духовный опыт богопознания, а не плод человеческого умствования: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут[5]». Вот этой истине наставляет святой Царь Николай народ свой, или, если вновь обратиться к цитируемому Акафистнику: «Воссиял еси паче Солнца земле российстей, Царю Николае, православному народу заступление даже до смерти явивый, да вси ко Христу обращаются и к тебе прибегают[6]».

В одной этой фразе содержится, по крайней мере, три идеи, которые, если их подробно исследовать, потребуют целый трактат. Мы ограничимся лишь кратким комментарием к двум последним. Во-первых, – «…православному народу заступление даже до смерти явивый», есть свидетельство о Русской Голгофе или, иначе, есть обозначение сути Русской Голгофы. Во-вторых, – «…вси ко Христу обращаются и к тебе прибегают», есть объяснение этой сути. Ведь Христос «есть истина путь и жизнь», истина – это путь следования за Христом (возьми крест свой и гряди за Мною), это и жизнь во Христе. Это и путь к жизни и сама жизнь, вечная жизнь.

История России в страшном и кровавом ХХ веке при богоборческом режиме антихристовой власти – это погружение России во тьму государственного атеизма и в ад неслыханных страданий народа. Благодаря заступничеству Святого Царя Николая – это не путь в безвозвратную погибель народа, а путь через его погибель к воскресению, именно воскресению, а не возрождению (ибо возрождаться уже нечему) поэтому Царская дорога пролегает через Голгофу. Царская дорога проложена в Небеси Святым Царем, здесь, в Екатеринбурге мы можем повторить ее в ее святом благодатном образе. Пройти крестным ходом, в соборном единении, следуя за Святым Царем, проложившим Царскую дорогу. Святой Царь призвал и люди идут, чтобы принять Христа, это то же самое, о чем мы говорили выше – принять истину, принять благодать, подобно тому, как мы принимаем Христа на Евхаристии[7].

Мы сделали здесь очень краткое, упрощенное обсуждение понятия «Царская дорога». Даст Бог, на этом дело не остановится, ибо большое число вопросов осталось без рассмотрения, и данные заметки следует рассматривать как вводную статью, в которой вопросы не разрешаются, а ставятся.
 
 
--------------------------------------------------------------------------------

[1] Напечатано великое множество акафистников Святому Царю Николаю, не мне их критиковать или заниматься их сравнительным анализом, поэтому цитирую тот, по которому мы 10 лет читаем акафист: «Акафист Святому Царю-мученику Николаю II». Текст (чинопоследование)  акафиста благословил напечатать,  лично отредактировав его, известный духоносный старец архимандрит Кирилл (Павлов). Поэтому все претензии к тексту Акафиста, пожалуйста, к о. Кириллу.Не мне судить еще вот почему – только через несколько лет регулярных чтений акафиста Святому Царю Николаю (т.е. молитв к Нему) мне стали понятны некоторые идеи в их сути, которые содержаться вакафисте. Но ведь только в одном из них, другие акафисты я не читал столь длительное время. И еще,как я убедился, в упомянутом акафисте можно прочесть бесконечно много о Святом Царе и его духовном подвиге, поэтому это едва ли не лучшая книга о Святом Царе из  всех известных мне. У нее единственный недостаток – ее необходимо регулярно очень много раз перечитывать (т.е. долго молится Святому Царю) для того чтобы стало понятно ее содержание. Как я понимаю, лично мне открылось лишь ничтожная часть, тех духовных сокровищ, которые там содержаться. Зато все его содержание, а не ничтожная часть, открылось духовному оку старца Кирилла и поэтому и сказано выше, что спорить по содержанию акафистника нужно не со мною, а с ним.

 

[2] Иер.10:10

 

[3] Ин.14:6

 

[4] Ин.15:4

 

[5] Ин.15:7

 

[6] Там же, Икос 6

 

[7] На фото 2 мы видим одного из участников крестного хода, который сложил на груди руки, словно идет к причастию. Может это случайная поза, а может быть и не случайно, человек так сложил свои руки, может он услышал глас – «придите и ядите…». Происходит ведь то же самое: невидимое принятие благодати, т.е. самого Христа.