Великая благочестия тайна


часть 4     часть 3     часть 2     часть 1

Суть дела, если предельно кратко, заключается в том, что в этой точке были обнаружены человеческие останки – 9 скелетов. Были предприняты чрезвычайные усилия, чтобы доказать, что это подлинные «царские останки».

Поросенков лог, лежащий на Коптяковской дороге, есть, в то же время, единственное место на ней, которое одновременно не лежит на Царской дороге. Честные тела Царских мучеников повезли в объезд, минуя Поросенков лог, следовательно, они не освятили его своим пребыванием. Вряд ли случайно то, что наследники цареубийц, организовавших захоронение лжемощей, выбрали это единственное место на Коптяковской дороге – другое место Господь не попустил. И в то же время, это и единственное место, вблизи от которого, на ж/д переезде были собраны свидетели, которых задержали сами же цареубийцы (их задержал красноармейский пикет линии оцепления). А фальсификаторы не удосужились узнать о том, что поблизости от этого места находились свидетели и, не зная об этом, организовали захоронение фальшивых «царских останков». Так уж получилось, но в этом мiре ничего случайного не бывает. Так уж Господь устроил, что фальсификаторы «подставили» себя сами, ибо свидетели были допрошены следствием Соколова-Дитерихса и дали свидетельские показания. Из этих показаний следует, что не было самого события захоронения кого бы то ни было в Поросенковом логу в ночь на 19 июля 1918 года. Есть и иные факты, которые свидетельствуют о том же.

Фальсификаторы эти факты игнорируют. Начинаются «исследования» останков и одновременно происходит массированная информационная кампания, в ходе которой не только в нашей стране, но и во всем мире удалось убедить подавляющее большинство людей, что невесть чьи скелеты, найденные в Поросенковом логу есть подлинные «царские останки». Эти «исследования» служили лишь для того, чтобы фальсификация выглядела, как результат научных исследований, но на самом деле никакой научной критики они не выдерживают. Эта кампания проводилась по технологиям «промывки мозгов», прежде всего, все информационные каналы, все СМИ, трубили только в пользу версии подлинности, а противникам и критикам «исследований» места не находилось[1]. Так что не должно нас удивлять, «всенародная» убежденность в том, что «наука доказала подлинность царских останков».

Подробностям этой беспрецедентной акции в истории Церкви, когда ей настойчиво навязывались «святыне мощи», как уже говорилось выше, должно быть посвящено отдельное специальное исследование. Церковь, слава Богу, выстояла, наши архипастыри проявили исключительную стойкость (вопреки обвинениям в сергианстве) и отвергли навязываемые Церкви ложные «святые мощи». А, выстояв, Церковь удостоилась награды, как это неоднократно бывало в ее истории. Если бы Церковь приняла  участие в процедуре «Торжественного Захоронения» невесть чьих останков (что означало бы признание их за подлинные царские останки), то Церковь впала бы в ложь. «Церковь есть столп и утверждение истины[2]», стало быть, Церковь (поместная, разумеется, ибо Вселенскую не одолеют и врата адовы), которая свидетельствует ложь, не может оставаться Церковью. Она превратиться в некое светское, мiрское сообщество, в «общественно-политическую организацию», вроде протестантских «церквей».

Одна из наград – обретение святыни Ганиной ямы, которая и до этого была святыней, но невидимой, как будто укрытой непроницаемой завесой. Ведь и Голгофа в Палестине вместе с Древом Креста Господня и Гробом Господним, триста лет находились как бы незримыми. Они были завалены горами мусора, на которых был построен языческий храм, и христиане с этим вполне мирились, пока не пришло время. Если бы ложные «мощи» были признаны за подлинные, то мы не смогли бы пройти Царскую дорогу до конца – до Ганиной ямы, мы не смогли бы миновать точку Поросенкова лога. Взамен святыни Ганиной ямы мы получили бы ложную «святыню» Поросенкова лога. И монастырь, надо полагать, был бы построен не на Ганиной яме, а в Поросенковом логу. Не только Ганиной ямы мы были бы лишены, но и Царской дороги.

Отказ Церкви от участия в торжествах «перезахоронения царских останков» [3] был зафиксирован решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 июня 1998 года. И это решение ознаменовалось чудом на Ганиной яме, чудо совершилось от Креста, установленного на Шахте № 7№ по материалам следствия Дитерихса-Соколова (иное название: «Открытая шахта»). Крест был установлен по благословению епископа Никона, правящего архиерея Екатеринбургской епархии, 26 января 1998 года, [4] взамен креста, сломанного в сентябре 1997 года. И было ясное понимание того, насколько важно было установить крест до начала заседания «Государственной комиссии по перезахоронению царских останков», назначенного на 30 января. На этом заседании было намечено вынести окончательное решение о подлинности «царских останков». Было очевидно, какое решение вынесет Комиссия, было очевидно так же, что все упование наше может быть только на Божие заступничество, но как мы можем надеяться на него, если сами не можем защитить святыню крестом. Крест был установлен, не дожидаясь весны, а упомянутая выше плита с надписью установлена 1 июня, и освящена 2 июня 1998 года. И вот 9 июня совершилось чудо. А если бы дождались весны, то, может и не пришлось бы ставить этот крест – не куда было бы.

Чудо состояло в том, что сильный лесной пожар, случившийся в районе Ганиной ямы, был чудесно остановлен. Пожар, начавшийся от железной дороги, к западу от Ганиной ямы быстро распространялся сильным ветром на восток. Было сухо, ветрено, пожар разгорелся нешуточный и, поведавшие эту историю свидетели, приехавшие на тушение пожара лесники, говорили, что они беспомощно наблюдали, как неукротимо надвигается на них стена огня. Сами они расположились на старой Коптяковской дороге, по линии которой надеялись задержать пожар. Такой пожар смог бы потушить только сильный ливень, но погода была сухой и жаркой, поэтому надеяться им было не на что. Как вдруг пожар потух. Лесники этот случай сами назвали чудом, ибо никаких причин к остановке огня они не видели, но они увидели, что стихия огня была остановлена неведомой силой, когда фронт пожара дошел до креста.

Лично я смог увидеть только следы пожара спустя неделю-полторы после случившегося. Я ничего не знал о чуде, но меня тогда немало подивило, что граница пожара на земле выглядела ровной линией, словно ее прочертила твердая рука карандашом по бумаге. Обычно так не бывает, если бы пожар был потушен естественным, а не сверхъестественным образом. Обычно, граница потухшего лесного пожара не бывает ни четкой, ни прямолинейной. Стена огня наткнулась на непроходимую преграду – по одну сторону выгорело все, а за преграду огонь проникнуть не мог – и линия проекции этой преграды проходила через крест, который остановил стену огня.

Здесь чудо совершилось Господом, во-первых, по твердому слову наших архипастырей против признания фальшивых царских останков. И, во-вторых, совершилось оно через крест, установленный точно в том месте, на котором производилось сжигание, (ритуал предания земле, погребения) подлинных царских останков. Чудо – это непосредственно наблюдаемое сверхъестественное действие Силы Божией, ради свидетельства пребывания Божия в нашем мiре.

В этом чуде есть общее с чудом Схождения благодатного огня на Гробе Господнем. Как и там, воздействие Силы Господней на стихию огня, тоже на месте погребения Царя (Небесного) и тоже по слову православного архиерея. Только здесь погребен (по неведомому нам ритуалу) не Царь Небесный, а православный Царь. Но ведь православный Царь есть образ одушевлен Царя Небесного, а поскольку Царь удостоился святости (т.е. обожения, уподобления Царю Небесному[5]), следовательно в Нем по благодати соединилось его человеческое естество со Христом, с Царем Небесным. Поэтому, место этого «погребения» следует расценивать как образ Гроба Господня. Как и в Гробе Господнем не пребывает Его Тело, так и здесь на Ганиной яме, честное тело Святого Царя и иже с ним убиенных, видимым образом не пребывает. Под воздействием огня и серной кислоты оно находится в состоянии рассеяния на атомы и пребывает здесь невидимо, претворяя землю, траву, деревья в святые мощи.

Гроб Господень – это место не только погребения Христа, но и место Его Воскресения. Ганина яма, следовательно, образ Гроба Господня – это место, в котором Христос воскресает, но не во плоти, а в душах народа. Христос, воскресший во плоти, был видим только для тех, кто в Него уверовал еще до Креста и Голгофы. Воскресение Христово, следовательно, есть факт не эмпирической реальности, а факт реальности духовной: «Иисус говорит ему [Фоме]: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие[6]». На Ганиной яме совершается, названное в акафисте «Радуйся народ свой истине наставивый», как мы говорили выше. Истина познается верою, а не разумом и, уверовавшие, пройдя Царской дорогой, принимают воскресшего Христа, так же как принимают тело и Кровь Его подлинные, а не воображаемые за каждой Литургией. Об этом же сообщается в известном, часто цитируемом сонном видении митрополита Макария: «Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множест­вом народа, и своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это вре­мя говорит: «Государь взял вину рус­ского народа на себя, и русский народ прощен».

Манна – это прообраз благодати Божией, принять манну с Небес, это то же, что приступить к причастию. Государь раздает благодать, «хлеб, сошедший с небес». Спаситель сказал: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира[7]». Это и значит, что здесь говорится о том, что это Сам Христос является на поле, усыпанном цветами, поэтому в поле, на котором Святой Царь Николай раздает народу манну, узнается Ганина яма. Это соответствует и месту, на котором воскресает Христос, и соответствует словам о наделении народа истиною. Все это иносказания, подобные притчам, и все они свидетельствуют об одном и том же, ибо иным способом, не прибегая к иносказаниям поведать о назначении, о смысле святости Ганиной ямы невозможно. Господь и поведал об этом через чудо.

Все эти рассуждения можно суммировать кратко: Крестный ход по Царской дороге равносилен принятию причастия. Ко всякому причастию нужно готовиться заранее, чтобы «причастие» не было во осуждение, следовательно, перед Царскими днями следует придерживаться поста. И такой обычай возникает на наших глазах, люди не заканчивают Петров пост 12 июля, а продолжают его до 17.

*  *  *

Ганина яма есть назначение и цель Царской дороги, а Царская дорога есть средство достижения этой цели, при этом цель не только оправдывает средство, но фактически является средством, ибо и целью и средством является истина, т.е. Сам Христос, который сказал о Себе и Своей истине: «Я есмь путь и истина и жизнь». Этим путем, то есть со Христом и ко Христу ведет Святой Царь Николай свой народ. Вновь обратимся к уже цитиро­ванному Акафистнику: «Боготочная звезда россияном в разсеянии сущим явился еси, Царю Николае, о имени своем во едино их собирая и путь Христов к возрож­дению земли российстей показуя, да поют ангелы песнь о кающихся грешницех: Аллилуiа[8]».

Путь Христов показывает Святой Царь Николай, собирая во едино «россиян, в рассеянии сущих». Здесь имеются в виду отнюдь не только эмигранты, (мне довелось слышать «авторитет­ное мнение» о том, что данный акафист имеет см   ысл только в Зарубежной Церкви, и предназначен только для наших эмигрантов) – увы «в рас­сеянии сущими» могут быть люди даже одной семьи, даже находящиеся в одной ком­нате. Здесь имеется виду, что истина дается не каждой отдельной личности, а соборной духовной личности – народу в целом и для того, чтобы собрать в Христовой истине свой народ.

Собственно, соборное единение народа в единой Христовой истине со своим Царем и помазанником Божиим и есть смысл этого пути, и в то же время есть сам путь. Соборная личность, значит личность единая в единой Христовой истине – это тело Христово. Это и есть воскресение Святой Руси – цель всего шествия народа и Церкви через Голгофу, через которую ведет Святой Царь Николай. Одновременно это есть великая благочестия тайна, ибо постигается не человеческим разумением, а верою и любовью, в которой совершается послушание Христу. Ибо только верою можно постигнуть истину и в истине принять любовь Царя к народу во Христе, которую Он явил, на Голгофе, подобно Христу. «Церковь [дом] Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мiре, вознесся во славе[9]».

Вот что значит Русская Голгофа – это место, на котором явлена народу через Святого Царя Николая великая благочестия тайна, ибо и Сам Христос явился в мiр не в силе и славе, не в виде доступном для человеческого разумения, а может быть принят верою. Святой Царь Николай достиг уподобления Христу для этой же цели. Как и Христос, он достиг предельного умаления (кенозиса), чтобы народ пошел за ним в вере и любви во Христа, а не по административному или полицейскому принуждению. Ибо подлинная власть православного Царя и Помазанника Божия есть власть нравственного авторитета, власть Христа, а не власть насилия.

*  *  *

Все это довольно абстрактно, попробуем пояснить один из основных тезисов сказанного – единство цели и средства, Царской дороги и Ганиной ямы. Чудо от креста на Ганиной яме позволило определить святость и Ганиной ямы и Царской дороги. Ведь чудо Господь явил при совершении трех факторов, которые вызваны активными человеческими действиями: во-первых, твердое слово наших архиереев, не признавших ложные «царские останки», которое явилось следствием их твердого стояния в истине. Во-вторых, воздвижением креста в месте, которое точно соответствует месту «погребения» (сжигания) подлинных царских останков. В-третьих, усилиям по определению этого точного места, а эта задача была не из тривиальных технических задач. Хотя все это в совокупности определило святость Ганиной ямы, но одновременно, эти действия являются следованием народа по Царской дороге. Более того, пока эти действия не были произведены, то и Ганина ямы была, как бы неразличима и, тем более, неразличима Царская дорога, о которой в ту пору никто и не помышлял. И еще, в этих действиях было задействовано очень немного людей, но о них можно сказать, что они находились в соборном единстве со Святым Царем и между собою.

То же самое – активные действия очень небольшого числа людей на Вознесенской горке, вызвали определение смысла ее святости, хотя, в отличие от Ганиной ямы, святость Вознесенской горки была различима с самого начала. Однако ее подлинный смысл, ее подлинное величие определилось только с возведением на ней Храма-на-Крови. Поэтому, как и на Ганиной яме, активные действия людей, направленные на получение Церковью Вознесенской горки для строительства Храма, действия по удержанию Вознесенской горки в этом качестве, строительство Храма-на-Крови, тоже есть Царская дорога. Причем на Вознесенской горке действие силы Божией проявлялось сразу же, и не в единичных случаях, там это действие было как непрерывное чудо. Без помощи Божией, слабыми человеческими силами на Вознесенской горке ничего бы не удалось построить.

Царская дорога нераздельно соединяется и с Ганиной ямой и с Вознесенской горкой, во единую Русскую Голгофу, это путь по которому Святой Царь Николай ведет свой народ, Господь помогает в этом пути, что и соответствует понятию Промысла Божия, но хотя Господь помогает, однако народ должен идти сам, пусть в малом числе.

*  *  *

Царская дорога стала различима в качестве образа только по исполнению ряда условий, только к 2002 году она стала зримой настолько, что по ней в Царские дни следуют тысячи из народа. Царская дорога – это путь, прочерченный Святым Царем Голгофским подвигом на Небеси. Царская дорога – это исторический путь через Голгофу, который прошел русский народ после катастрофы 1917 года и до наших дней[10], ибо задуманное в вечности и на Небеси, повторяется народом во времени и на земли. Наконец, Царская дорога это образ пути, созданный людьми, но Божиим устроением на Русской Голгофе. Повторение его ежегодным крестным ходом по Царской дороге, есть молитвенный путь соборного покаяния русского народа.

Господом уготована «чаша горькая для народа[11]» и, чтобы превратилась она в чашу искупления, Государь совершил свой Голгофский подвиг, повторимся: «о имени своем во едино их собирая и путь Христов к возрождению земли российстей показуя, да поют ангелы песнь о кающихся грешницех: Аллилуiа[12]». Образ Божий в человеке становиться видимым, когда освободится душа человека от греха и станет наполняться благодатью, когда исполниться некоторая полнота воплощения или раскрытия образа Божия. Очевидно так же произошло и с Царской дорогой. Образ Царской дороги стал видимым, потому что стали наполняться благодатью души людей – соборная душа русского народа.

Покаяние нужно не Богу, а человеку и поэтому покаяние не есть произнесение каких-то слов ради того, чтобы «умилостивить» Бога. Тем более, если в этих словах заключается «покаяние» в каких-то несодеянных грехах, ведь покаяние – это таинство, а не волшебство. Покаяние должно быть деятельным, ибо смысл его заключается в том, чтобы на деле, а не на словах отвергнуться от греха, от зависимости мiру, в котором царствует грех и смерть. Наконец, народ, как соборная духовная личность, может совершать только соборное покаяние, а не «всенародное». Образец «всенародных выборов Первого президента России» у всех перед глазами, ибо соборное покаяние не имеет ничего общего с «демократическим выбором» и с демократическим счетом (50% + 1 голос).

Царская дорога стала различима по исполнению целого ряда событий, в которых не только словом, но делом совершилось соборное покаяние русского народа, т.е. исполнение определенных действий, направленных на искоренение зависимости от греха. Главнейшими из них являются прославление Святого Царя Николая и всех Святых Царственных Мучеников в сонме Новомучеников и Исповедников Российских Зарубежною Церковью в 1981 году (Зарубежной Церкви понадобилось на это свыше 60 лет). Неучастие нашей Церкви во лжи «царских останков». Производное от них – воистину всенародное почитание Святого Царя вместе с Его Святою Семьею и Их канонизация нашей Церковью в 2000 году.

Это историческая канва событий и трудно не увязать события духовного плана – прославление святого Царя Николая в ноябре 1981 года с началом демонтажа советской власти с апреля 1985 года. Точно так же как  объявление в 1938 году начала «пятилетки безбожия», по завершению которой, планировалось полностью искоренить в СССР Церковь и начало Войны с Гитлером в 1941 году, и соответственно, восстановление Сталиным Патриаршества в 1943 году (в год, окончания пятилетки безбожия), а так же полное прекращение гонений на Церковь. (Фигурально выражаясь – «Гитлер невольно спас Церковь»). Можно еще глубже в историю – 1922 год, когда был остановлен процесс уничтожения России и русского народа, тогда в 1921 году в Сремских Карловцах (Югославия) и в 1922 году во Владивостоке прошли Соборы. История России – это тоже Царская дорога

Одновременно (или параллельно) происходили работы и на Русской Голгофе, исполнение этих работ, как мы уже говорили, тоже есть Царская дорога.

Нужно сразу же подчеркнуть, что духовная реальность Царской дороги стала видимой духовному зрению множества людей не потому что кто-то написал об этом статью. Это явление того же порядка и того же духовного смысла, как народно-церковное почитание Святого Царя Николая. Оно возникло и расширялось в 90-е годы прошлого века не благодаря, а вопреки всем умным статьям на эту тему, ибо за прославление Царя Николая выступали малотиражные труднодоступные издания, а статьи против прославления печатались массовым тиражом. Не плотским человеческим умствованием, а Духом Святым люди приняли и почитание Святого Царя Николая и следование за Ним по Царской дороге.

продолжение темы

----------------------------------------------------------------------

[1] О масштабах этих усилий можно судить по сумме расходов на них. Года три назад мне в Интернете встретилось примерная оценка этой суммы. Со ссылкой на неназванный источник в Аналитической службе Администрации Президента РФ указывалось, что расходы на «информационное обеспечение» доказательств подлинности «царских останков» составили сумму более 600 млн. долларов США. Как-то принято было думать, что это на проведение сложных исследований были потрачены огромные суммы,конечно, они (исследования или их имитация) и были главным орудием фальсификации, и не бесплатно же они проводились. Ну, сколько они могли стоить – десятки, сотни тысяч долларов, даже миллион, посравнению с указанной суммой сущие «мелочи».

 Впрочем, такая непомерная сумма и не должна удивлять ведь по всему миру (не только в нашей стране) проводилась информационная кампания, в ходе которой людей старались убедить в научной обоснованности подлинности «царских останков». При таких деньгах, казалось бы, можно скупить или запугать наших архипастырей, ведь нетрудно вообразить какому давлению они подверглись, но нет, слава Богу, они устояли!

 

[2] 1Тим.3:15

 

 [3]  До этого, 26 февраля 1998 года было решение священного Синода о непризнании подлинности этих останков, но решение о неучастии в их захоронении, поставило точку в этом деле.

 

[4] Довелось слышать немало спекуляций относительно крестов на Ганиной яме, даю справку: По счету это был уже третий крест, из установленных на Ганиной яме. Первый был установлен в 1991 г., второй в 1993, ныне стоит четвертый. Первые два были установлены не у шахты, а в 120 м от нее, с западной стороны выемки, известной как Ганина яма, это название стало общим и для старого рудника и всего вообще урочища. Иное название урочища «Четыре брата».

 

[5] Очень трудно объяснить высказанное здесь положение кратко, для этого потребуется отдельное исследование, поэтому ограничимся тезисной формой изложения. Состояние святости понимается исихастами (сторонниками учения Святителя Григория Паламы) как уподобление Христу: в святом угоднике Божием человеческое естество  соединяется с Богом, присутствующем в человеке по благодати, как обэтом уже говорилось выше. Ведь человек сотворен по образу Божию (Быт. 1:27), а на Предвечном Совете решено сотворить человека «по образу и подобию» (Быт. 1:26). Человек образ Божий получает прирождении, а уподобления добивается, воплощая образ Божий в подобие.  Государь, будучи носителемобраза Царя Небесного по Миропомазанию на Царство, удостоился уподобления Царю Небесному. Можно показать, что произошло это со времени Его «добровольного отречения», о чем свидетельствует Богородица Своим Образом «Державная». Поэтому на Голгофу взошел не только Государь, но и Христос. В Ипатьевском подвале не только расстреляли Царя, но и вновь распяли Христа. И на Ганиной яме похоронили не только Царя, но и Христа.

 

[6] Ин.20:29

 

[7] Ин.6:49-51. См. так же сноску 12, где говорится о евхаристии.

 

[8] Там же. Кондак 5

 

 [9] 1Тим.3:15,16

 

 [10] За последний век Россия пережила несколько смертельных кризисов, которых другой стране, другому народу не достается за всю его историю: 1917-22, 1941-43, 1992, 1998. Каждый из этих кризисов, по любым человеческим расчетам, должен был привести к гибели народа и государства, но Бог, по молитвам Святого Царя и сонма Новомучеников хранил Россию.

 

[11] «Чаша горькая для народа» – это из сонного видения митрополита Макария. Оно сообщает идеи, наделенные исключительной глубиной и силой, кратко их проанализировать невозможно, поэтому оставим их на будущее.

 

[12] Там же. Кондак 5