Ч.1 Путь на Ганину Яму
ПУТЬ НА ГАНИНУ ЯМУ
Статья впервые опубликована 17.07.2015. Источник - РНЛ
Часть 1...
Я есмь Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14 : 6)
На Ганиной Яме бурно разворачивается строительство. Скоро здесь будет монастырь, предназначенный стать одной из твердынь Православия. Брошюра, предлагаемая вниманию читателя о Ганиной Яме, но не о монастыре, о нем пишут и еще напишут, да и стройка столь стремительно разворачивается, что разве что газета способна поспеть за строительством.
В этой брошюре написано о том, что было, есть и будет на Ганиной Яме до того, как монастырь начал строиться. О ее истории, о месте и о том, в чем святость Ганиной Ямы. Монастырь, конечно, Святыня, но место стало святым не потому, что построен монастырь, а наоборот, именно святость места определила необходимость его возведения.
+ + +
Наконец, последнее, немаловажное. Монастырь возводится на пожертвования русского предпринимателя, владельца уральских металлургических заводов Андрея Анатольевича Козицина. На его же средства возводится и Храм-на-Крови на Вознесенской горке, и еще несколько храмов по всей области. Дай Бог здоровья и успехов рабу Божию Андрею в его делах. Прошу всех православных помолиться за него.
Прошлое будущее России
Вместо предисловия
По всем расчётам, у России нет шансов выжить. Эти расчеты делали умные люди, основываясь на опыте столетий, и при расчётах пользовались сверхмощной компьютерной техникой. Пока всё идёт по плану: Россия расчленена, уничтожен её военный, промышленный и экономический потенциал. О перспективах нетрудно догадаться по такому, к примеру, факту: нам назначена квота населения к 2025 году то ли 20, то ли 12 млн человек. Эта квота была оглашена на Конференции по мiровому планированию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. И никаких цифр, и никаких других данных о будущем положении России, как о катастрофе, как о погибели, больше не надо! И из этого всё понятно. Куда деть лишних 120-130 миллионов? Тоже нетрудно догадаться, хотя об этом не говорится. А куда делись миллионы «лишних» индейцев после «освоения» территории США в XIX веке? Мiровым правительством мы признаны столь же «нецивилизованными», как и индейцы, ресурсов у нас в России много, вот самые цивилизованные из нас будут обслуживать «трубу», а куда денутся прочие, нецивилизованные, никого не интересует.
Казалось бы, нам-то какое дело до того, что они решат в Рио-де-Жанейро? Ответ заключается в том, что Россия включается в «новый мiровой порядок», или, что то же самое, в процесс «глобализма». Одно из положений глобализма - «ограниченный суверенитет», стало быть, сколько населения нужно России, решать будет не Россия, так же как куда будет направлена «труба», по которой будут выкачивать наши ресурсы.
Причём сомнительно, чтобы нас истребляли столь же «негуманно», как индейцев. Россия доказала, что она умеет постоять за себя от внешнего врага. Постараются сделать так, чтобы всю палаческую работу над собою мы произвели сами. Для этого и предназначен ельцинизм.
Как-то недавно я разглядывал в альбоме, случайно попавшем в мои руки, лица русских людей давно ушедшей эпохи. Изображены люди самых разных возрастов и сословий: опубликована коллекция дореволюционного фотографа-портретиста, и подбор самый случайный, о котором нужно говорить, как об отсутствии всякого подбора. Мещане, крестьяне, военные, священники. Спокойная исполненная достоинства сдержанность и одухотворённость, хотя лица, конечно, разные. Я смотрел и сравнивал с теми лицами, которые можно видеть в современных иллюстрированных изданиях; я смотрел, и вспомнилось из Георгия Иванова:
«Какие прекрасные лица!
И как это было давно!»
Не нужно никаких сравнительных данных из области статистики или демографии, чтобы убедиться, как мы деградировали после революции, отверзшей двери преисподней. Один геноцид мы уже пережили. Вчитаемся, что об этом написано у Солоухина:
«...Убить и сожрать на перепутье к своим высоким всемiрным целям такую страну, какой была Россия, и такой народ, каким был русский народ? Может быть, и можно потом восстановить храмы и дворцы, вырастить леса, очистить реки, можно не пожалеть даже об опустошенных выеденных недрах, но невозможно восстановить уничтоженный генетический фонд народа, который только еще приходил в движение, только еще начинал раскрывать свои резервы, только еще расцветал. Никто и никогда не вернет народу его уничтоженного генетического фонда, ушедшего в хлюпающие грязью, поспешно вырытые рвы, куда положили десятки миллионов лучших по выбору, по генетическому именно отбору россиян. Чем больше будет проходить времени, тем больше будет сказываться на отечественной культуре зияющая брешь, эти перерубленные национальные корни, тем сильнее будет зарастать и захламляться отечественная нива чуждыми растениями, мелкотравчатой шушерой вместо поднебесных гигантов, о возможном росте и характере которых мы теперь не можем и гадать, потому что они не прорастут и не вырастут никогда, они погублены даже и не в зародышах, а в поколениях, которые бы еще только предшествовали им. Но вот не будут предшествовать, ибо убиты, расстреляны, уморены голодом, закопаны в землю.
И гены уходят в землю, и через два-три десятилетия не рождаются и не формируются новые Толстые, Мусоргские, Пушкины, Гоголи, Тургеневы, Аксаковы, Крыловы, Тютчевы, Феты, Пироговы, Некрасовы, Бородины, Римские-Корсаковы, Гумилевы, Цветаевы, Рахманиновы, Неждановы, Вернадские, Суриковы, Третьяковы, Нахимовы, Яблочкины, Тимирязевы, Докучаевы, Поленовы, Лобачевские, Станиславские и десятки и сотни им подобных. Списки можете продолжать сами...
Простое порабощение лишает народ цветения, полнокровного роста и духовной жизни и настоящее время. Геноцид, особенно такой тотальный, какой проводился в течение целых десятилетий в России, лишает народ цветения, полнокровной жизни и духовного роста в будущем, а особенно в отдаленном. Генетический урон невосполним, и это есть самое печальное последствие того явления, которое мы, захлебываясь от восторга, именуем Великой Октябрьской социалистической революцией»[1].
А ведь Великая Октябрьская социалистическая революция тоже проводилась в жизнь по проекту «нового мiрового порядка», тогда он назывался коммунизм, ради этого затеивалась «мiровая революция», а в России для этого был организован ленинизм. Секрет ленинизма аналогичен ельцинскому - завоевание России руками народа самой России. Геноцид «красного террора»: это первое издание вхождения России в «новый мiровой порядок», он сократил население страны примерно на треть, и длился он вместе со «сталинским террором» (до войны) тоже примерно четверть века. Вхождение во второе издание «нового мiрового порядка» неизмеримо страшнее, ведь за такой же срок решено сократить население страны, но не на треть, а в десять раз! Страшно вообразить, что с нами стало, но ещё страшнее - что станет, если планы о России будут выполнены[2].
Выжившие после нового геноцида будут мало походить на людей, ибо, чтобы выжить при такой конкуренции, им придётся жить по Дарвину, то есть превратиться в зверей и зубами рвать друг другу глотки. Прекрасная модель будущего обустройства России по-ельциновски - это «газпромовские» поселки около «трубы», обслуживающие газоперекачивающие станции. Представим себе поселок, в котором живут «по-цивилизованному», то есть как в европах и Америке, а рядом, вымирающий поселок русских аборигенов - с отключенными коммуникациями и энергией, без зарплаты и без будущего. После такого обустройства страна уже не будет Россией, а выжившее население русским, на каком бы языке оно ни говорило.
Придумано же название - «россияне» и «русскоязычные», и эти термины не случайно находятся в обкатке уже сейчас.
По всем человеческим расчётам, ждать нам хорошего от будущего не приходится. Нас ждёт мучительно страшное, небывалое в человеческой истории будущее, гораздо худшее, чем просто расстрельный ленинский геноцид.
Но это всё человеческие расчёты, есть ещё Божья воля. Согласно Божьей воле, предреченной устами Святых духоносных Старцев, «Господь сохранит и помилует Россию». Тогда можно ожидать, что вновь достоинством и одухотворённостью засияют русские лица. То, что показывает человеческое лицо, не способна учесть никакая статистика.
+ + +
Предыдущие строки мною написаны осенью 1995 года в предисловии к статье, которая была опубликована, но без этого предисловия. Должно быть, оно показалось чересчур пессимистичным, несмотря на оптимистическое упование на Господа в его конце. Действительно, положение казалось безнадежным, Россия неудержимо катилась в пропасть, ведомая и направляемая туда ельцинизмом, и не в силах человеческих было остановить ее, но мы не напрасно уповали на милость Божию. На краю пропасти Россию могло остановить только чудо, чудо и свершилось в Августе - Сентябре 1998 года. Край пропасти к этому времени был уже, казалось, ощутим, казалось, еще чуть-чуть - и процессы распада будут необратимы. На самом краю пропасти Россия споткнулась, разразился сильнейший финансово-экономический кризис, который повлек и кризис политический, но вместо того чтобы в эту пропасть упасть и погибнуть как государство, Россия вдруг стала выправляться. Кризис не усугубил её падение, а напротив, помог ей подняться. Теперь она уже заметно отдалилась от края пропасти, хотя опасения за будущее остались[3], но появились и надежды.
Наше упование на Бога, наша вера, получили от Господа долгожданное подкрепление. То, что предрекали Святые духоносные Старцы, начинает становиться явью, и поэтому нельзя не высказать совершенно банальную мысль: историю творит не пресловутая «мiровая закулиса», а Господь Бог, и ничего ей ни с нами, ни с Россией не сделать, если мы будем Его сотворцами. Россия последний оплот на пути глобализма, сумеет ли он создать седалище для антихриста (1 Ин. 2: 22) или Господь не попустит этого и разнесет в прах все их строение - и от нас ведь зависит. Упомянутое чудо связано непосредственно с Ганиной Ямой или, точнее, с крахом операции «царские останки», подготавливаемой той же «незримой силой», готовящей глобализм. Чудо связано с крахом попытки исхитить Голгофскую Победу Святого Царя Мученика Николая.
Возникает вопрос: почему же это знамение до сих пор, спустя три года после ельциновских церемоний в Петропавлоском соборе Северной Столицы, остается незамеченным? Ответ на этот вопрос, или, скорее, попытка дать ответ на этот вопрос содержится в настоящем очерке. Одна из причин, по которой до сих пор никто не видит этого знамения, заключается в том, что значение Русской Голгофы для судеб России до сих пор остается неоцененным. До сих пор для многих выражение «Русская Голгофа» остается поэтической метафорой, а не духовной реальностью. До сих пор остается нераскрытым смысл географического разделения этого Святого места на Вознесенскую горку и на Ганину Яму.
Вот поэтому я взялся за написание специальной главы, посвященной вопросу Святости Ганиной Ямы, ее смыслу и значению в Воскресении России, без такого вступительного очерка какие-то сведения о Ганиной Яме получились бы неполными. В то же время я отчетливо сознаю неподъемность этой задачи для моих слабых сил простого мiрянина, отнюдь не богослова. В этом вступительном очерке не столько даются ответы, сколько ставятся вопросы, но пока никто на эту тему не пишет, придется мне, с моими слабыми силами. Уповаю на помощь Божию и на то, что найдутся более достойные и напишут что-то более соответствующее высоте и обширности поставленной проблемы.
+ + +
Собственно, что же произошло феноменологически такого, что можно назвать чудом? Произошел крах ельцинизма как принципа управления страной. Например, хаос в экономике, промышленности и финансах, порожденный ельцинизмом, только внешне выглядел как хаос, а на самом деле он был управляемым процессом, который привел к планируемым результатам. Задним числом можно, конечно, объяснить события 1998 года и последующий рост и выздоровление России какими-то рациональными причинами, но я лично таковых не встречал в тех публикациях, которые попадались на мои глаза. Обычно это был анализ каких-то верхушечных явлений при непонимании, что сбой произошел в самой системе, и хорошо отлаженная программа перестала выполняться.
Ельцинизм - это явление духовное, точнее, политическая реализация духовного соблазна «свободой» и «сытостью» демократизма, торжество либерально-демократической идеологии в ее наиболее откровенной хищной и омерзительной форме, не прикрытой хотя бы видимостью декораций. Ельцинская демократия - это предельно поучительный предметный урок России, это испытание, попущенное в самой крайней наглядной форме, которое дается Господом для ее научения. Как таковым же предметным уроком был и пережитый коммунизм. И коммунизм, и демократизм - явления противоположные только внешне, на самом деле это лишь разные проявления одной и той же антихристовой власти, попущенной Господом. Собственно, это две разные технологии, предназначенные для того, чтобы отрешить человека от Господа, в которых средства совпадают с целью. России довелось испытать и ту, и другую, и, приобретя духовный опыт, она уже никогда не соблазнится на них. В то же время это испытания, пройдя через которые, Россия искупит свой грех и сможет вернуться на свой Богом назначенный путь. Такое возвращение России из ловушки, в которую она угодила, может быть только чудом, ибо выйти из нее самостоятельно выше сил человеческих. Чудо 1998 года одно из чудес на пути возвращения России к Богу, оно прямо и непосредственно связано с Ганиной Ямой. Ганина Яма является одним из ключевых мест для будущего Воскресения России, это одна из самых значимых ее Святынь.
+ + +
Ганина Яма вместе с Вознесенской горкой составляют духовно единую, но пространственно разделенную Русскую Голгофу. Это особое место. Подобно своему Первообразу Русская Голгофа связана с жертвенной смертью и Воскресением. Только не Христос, Бог и Царь Небесный, а Царь русского народа здесь взошел на Голгофу. И Христос здесь воскреснет не во плоти, ибо это Воскресение уже совершилось, а воскреснет Христос в сердцах и душах русских людей и оттого воскреснет и Россия. Русская Голгофа - это место, где совершился Голгофский подвиг нашего Государя Святого Царя-Мученика Николая Александровича.
Сейчас с этим положением мало кто спорит, но вокруг него возникает много спекуляций. Одна из наиболее распространенных заключается в том, что нам предлагают «всенародное (читай, поголовное) покаяние в грехе цареубийства»[4]. Это очень тонкая подмена, направленная на то, чтобы, во-первых, подменить один грех другим, ибо смысл покаяния - это изживание греха, с тем чтобы его более не совершать, и, «всенародно» покаявшись в грехе цареубийства, мы не покаемся в настоящем грехе, за который и наказаны. Во-вторых, подмена «всенародного» покаяния «поголовным» - так, словно народ и впрямь подлежит демократическому счету (50 % + 1 голос).
Вряд ли разумно разбираться со всем, кто и что сказал по этому поводу. Займемся своим. Когда мы говорим о всенародном покаянии как о средстве всенародно же вернуться к Богу, то попадаем в ситуацию логического парадокса, или, говоря иным языком, «заколдованного круга». Чудо Воскресения России состоит в том, что народ обратится к Богу, но оно будет возможно тогда, когда душа народа будет в состоянии вместить это чудо, то есть когда она будет уже обращена к Богу. Ситуация очень похожая на ту, которая вызвала необходимость воплощения Бога Слова во Христа. Ведь Господь сохраняет за человеком Свой дар - свободу воли, человек - нравственно ответственное существо, его нельзя сделать «совершенным» вопреки его собственной воле. Человек самостоятельно должен придти к Богу, то есть к «Истине, Пути, Жизни», но не может это сделать своими слабыми силами, Голгофская жертва Господа совершена в помощь человеку.
Для аналогичной цели, для помощи своему народу в разрешении упомянутого парадокса совершил Свой Христоподражательный жертвенный подвиг Государь. Он сменил служение Удерживающего на служение искупительное. На этот раз нужно помочь русскому народу вновь обрести утраченную Истину. Как и у Иисуса Христа-Царя, у Православного Царя, который является образом Царя Небесного, - у Царя-Мученика Николая та же цель и аналогичные средства. Аналогичные, но не совсем, ибо Царь не Бог, а человек.
Голгофский подвиг совершен Государем, чтобы тот духовный опыт, который был получен народом от преодоления соблазнов коммунизма и демократизма, действительно пошел впрок будущим поколениям. Ведь и ленинизм, и ельцинизм - это оккупация России антихристовыми силами, совершенная руками самих «россиян», это и тонкий обман, и чудовищная ложь, а в результате и геноцид, и покорение народа, и не столько физическое, сколько духовное. Это куда хуже оккупации, совершенной открытым завоеванием народа, - вроде ордынского ига, ведь тогда завоеватель был виден. Это водворение некоей виртуальной реальности, подменяющей действительную реальность, когда оккупация видится народу как «освобождение» от предыдущего режима. Для того, чтобы народу вновь обрести свободу и независимость, требуется прежде всего освободиться от духовной неволи, что достигается покаянием. Требуется покаяние народа как изживание греха, а не как какая-то магическая формула, покаяние, которое должно освободить народ от морока, порожденного грехом, от виртуальной действительности, чтобы народу вернулось духовное зрение и он смог узреть Истину. Очевидно, так и следует понимать слова из 12 икоса из Акафиста Царю и Великомученику Николаю Второму: «Радуйся, народ твой истине наставивый!»
О чуде 1998 года, о его характере, о том, что оно знаменует, мы поговорим ниже, ибо оно непосредственно связано с Ганиной Ямой. То, что она явилась причиною чуда, доказывает, что Русская Голгофа - это духовная реальность, а не литературная метафора. Этим же попытаемся выяснить, в чем смысл разделения Русской Голгофы и что символизирует Ганина Яма, которая является ее частью.
Сначала обсудим суть подвига Государя, через знамение от иконы Богородицы «Державная».
Икона «Державная» и образ Царя Небесного
Реальность образа Царя Небесного, которым является Православный Самодержавный Царь, совершивший Свой Голгофский подвиг, подтверждает чудо иконы «Державная»[5]. Очевидно, отречение Государя было более важным и значительным событием, чем Его убиение, ибо только по этому случаю дано нам знамение от Бога. Это чудо, одна единственная икона, опровергает миллионные тиражи лукавых измышлений о том, дескать, что Святой Царь-Мученик Николай II Александрович может быть прославлен только как мiрянин и не за свою жизнь, а за свою смерть. Собственно, следует говорить, что не икона подтверждает, а Сам Бог Дух Святой это утверждает через явленное нам чудо обретения иконы. Ведь даже завзятый материалист не решится утверждать, что если день в день с событием политическим, то есть мiрским, происходит чудо, то имело место случайное совпадение, что между временем обретения иконы, ее содержанием и отречением Государя от Престола нет никакой причинной духовной связи.
Среди почитателей Святого Царя-Мученика Николая широко распространено толкование этого чуда как свидетельства о том, что Государь умолил Пресвятую Богородицу взять на Себя Верховную Царскую власть. Обычно утверждается также, что Царица Небесная взяла в Свои руки и служение Удерживающего (2 Фес. 2: 7). Этого мнения придерживаются многие весьма достойные и уважаемые люди, поэтому я не буду не только критиковать, но и комментировать это учение. Хотя, мне кажется, реальнее представить, что не Царица Небесная снизошла с Небес, но земной Царь возвысился до Неба.
Для толкования этого чуда требуется уяснить два взаимосвязанных момента: во-первых,духовный смысл отречения Государя от Престола, во-вторых, иконографическое выражение этого явления. Начнем со второго. Почему Богородичная икона может свидетельствовать об образе Царя Небесного, можно понять из Кондака праздника Торжества Православия. Вот что говорится в этом Кондаке:
«Неописанное Слово Отчее о Тебе Богородице, описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси; но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем»[6].
Как видим, здесь о Боговоплощении свидетельствуется образом Пресвятой Богородицы. Чтобы было понятнее почему, приведем первый абзац из Догмата VII Вселенского Собора:
«Храним не нововводно все Писанием или без Писания установленные для нас Церковные Предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельские проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки Царским путем шествующе, последующе богоглаголивому учению Святых Отец наших и Преданию Кафолическия Церкве (вемы бо яко сия есть Духа Святаго в ней живущаго)».
Это тот Собор, который огромным напряжением всех сил Православия смог остановить иконоборческую ересь при Святой Благоверной Императрице Ирине и при Её прямом деятельном участии. В Оросе Собора в немногих словах изложены идеи огромной значимости и огромной мощи. В данном случае нас интересуют слова: «иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельские проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе». Это положение совпадает по своему смыслу с первой фразой Кондака, то есть утверждает вероисповедное значение икон, которые свидетельствуют подлинное, а не воображаемое воплощение Бога Слова. Иконописание равнозначно и взаимно согласуется с Евангельской проповедью, через которые раскрывается Откровение Боговоплощения, ибо оно основано на том, что Божество Второго Лица Святой Троицы соединилось с человеком в единую Ипостась. Человек не в состоянии видеть Божество, но в состоянии видеть Иисуса Христа, в Котором неслиянно и нераздельно соединены Божественная и человеческая природы. Единая Ипостась Иисуса Христа является для человека видимой, поэтому и изобразимой, и словесно описуемой. Иисус Христос неоднократно говорил, что познание Божества, познание Отца, возможно только через Него: Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видитПославшего Меня (Ин. 12: 44-45). Само Боговоплощение есть явление нам образа невидимого и неописуемого Бога Отца.
В Кондаке Торжества Православия говорится не об Иисусе Христе, а о Богородице, ибо из изобразимости Богородицы прямо вытекает изобразимость Сына Ее, Приснодева Мария не только Богородительница, но и родительница образа. Поэтому чудо обретения именно иконы Богородицы относится не только к Ее образу, но и к образу Царя Небесного. Это чудо следует истолковывать с позиций Кондака Празднику Торжества Православия. Совпадение политического события - отречение Государя и обретение образа «Державная» следует истолковать как одновременное обретение образа Царя Небесного в Царе Николае. Икона Богородицы, ее чудесное обретение придает не только духовный смысл произошедшему политическому событию - отречению Государя, но соединяет его со следующим, причинно связанным с ним - с Голгофской жертвой Государя. Она свидетельствует, что Государь воплотил в себе образ Иисуса Христа Распятого.
Образ Богородицы напоминает нам, что Богородица Первая из людей удостоилась полногообожения, при котором происходит полное согласие между человечеством и Божеством; человеческой и Божественной волей (неслиянно, но и нераздельно), что явлено в Благовещении: се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему (Лк. 1: 38), - сказано Приснодевой Марией.
В ночь отречения Государь усердно молился, очевидно, как и на Благовещении, согласие с волей Божией было произнесено и вымолено Государем. Для Государя эта ночь и стала ночью, когда Его осиял свет Благовещения. Не об этом ли событии свидетельствовано в видении Московскому Митрополиту Макарию (Невскому):
«Спаситель обратился к Царю:
- Ты видишь в Моих руках две чаши: одна из них горькая - для твоего народа, другая сладкая - для тебя.
Царь пал на колени и долго умолял Спасителя позволить ему испить горькую чашу вместе со своим народом. Спаситель долгое время не соглашался, но Царь неотступно просил. Тогда Спаситель извлек из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил на ладонь. Царь начал перекладывать уголь из одной руки в другую, и в то же время его тело начало просветляться, пока не сделалось таким же ярким, как сияющий дух.
И тут я вновь проснулся.
Заснув, как прежде, я увидел громадное поле, покрытое цветами. В середине поля стоял Царь, окруженный множеством людей, и из своих рук давал им манну. В этот момент прозвучал голос:
- Царь взял на себя вину русского народа, и русский народ прощен»[7].
Эта же ночь и это моление были для Государя подобны Гефсиманской ночи и Гефсиманскому молению Господа нашего, после чего Государь удостоился не только образа, но и подобия Царю Небесному[8]. Уподобился Иисусу Христу Он и тем, что оставил атрибуты государственной власти, как и Христос (Который их никогда и не принимал, но был распят как земной Царь Иудейский). После отречения Царь Николай стал Царем не от мiра сего (Ин. 18 : 36), то есть Царем, лишенным административных, военных и прочих властных прерогатив сего материального мiра, царем «не по естеству, а по благодати». Государь отказался применить воинскую силу для обуздания бунта, так же как и Господь не призвал легионы Ангелов для Своей личной защиты перед Голгофою. Государь совершил тот волевой акт, после которого он воплотил в себе прообраз Христа - пасхального Агнца, ведомого на заклание: не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как Агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53: 7). Дальше был уже путь на Голгофу от Его, Царя, воли не зависящий.
Об этом духовном событии - о преображении Царя, уподоблении Его Иисусу Христу перед Голгофою, свидетельствует чудо обретения иконы «Державная», возможность такого свидетельства через образ Богородицы следует из слов Кондака: «Неописанное Слово Отчее о Тебе Богородице, описася воплощаем», которое нужно понимать так, что образ Христа изобразим через изобразимость Богородицы. Посредством этого чуда событие духовное, соотносимое с событием мiрским, назначает ему духовный смысл, в котором Царь земной являет зримый образ Царя Небесного. Окончательно смысл этого знамения раскрывается на Русской Голгофе, как это описано выше, делая излишним какое-то иное знамение, но духовно объединяя отречение от Престола и Голгофскую жертву. Эта икона, ее чудесное обретение, которое как знамение раскрывается последующей искупительной жертвой, свидетельствует о Царском служении не только как об отправлении чисто мiрских функций (административных, военных, юридических и прочих), но и религиозных, определяющих вероисповедный статус Православных Царей, которые входят в число «Церковных Преданий без Писания», говоря языком Ороса. Вероисповедный статус Православных Царей очень точно и полно определен словами Преподобного Максима Грека: «Православный Царь есть образ одушевлен Царя Небесного».
Вот в чем смысл, на мой взгляд, иконы «Державная»[9], что ни в коей мере не отвергает, в принципе, существующего на этот счет учения. Кроме всего прочего, содержащегося в известном учении, это свидетельство о восприятии Царем Николаем II образа Иисуса Христа, распятого для спасения Своего народа.
Голгофская жертва
Царь вместе со Своею Августейшею Семьею прославлен. Прославление совершилось не только по причине Их мученической смерти - ведь есть сколько угодно Мучеников, но далеко не все они прославлены. Святые - это те, кто свидетельствует об Иисусе Христе, в ком воссиевает образ Иисуса Христа. Образ Иисуса Христа распятого, который восприял наш Государь, помогает разглядеть и образ сораспятого рядом с ним народа:
«Ибо, если Он (Христос) разбойника, бывшего на кресте, удостоил такого благоволения Своего, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях. И так, дабы и нам воспользоваться Его человеколюбием, не устыдимся исповедать грехи свои, ибо велика сила исповеди, и много может сделать она. Вот и разбойник, исповедался - и нашел отверстый Рай; исповедался - и получил дерзновение: быв разбойником, просить Царства. А до этого времени он не просил Небесного Царства. Как, скажи мне, разбойник, - ты вспомнил о Царстве? Что такое сделал ты теперь? Гвозди и крест пред глазами твоими, обвинения насмешки и злословия. Да, говорит он, но самый крест мне кажется знаком Царства; поэтому я и называю Его Царем, что вижу Его распятым; ибо царю свойственно умирать за подданных. Он Сам сказал: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10: 11); так и добрый царь полагает душу свою за подданных. Посему, так как Он положил душу Свою, то я и называю Его Царем. Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (Лук. 23: 42)»[10].
Словами Святителя Иоанна Златоустого объясняется подвиг нашего Святого Царя-Мученика Николая, через который должно произойти примирение русского народа с Господом. Известно, что к Богу Отцу можно прийти только через Бога Сына. Бог Слово явился нам во плоти не только для того, чтобы исполнить Свое служение Первосвященника, Пророка и Царя, то есть не только чтобы искупить, просветить и спасти мiр, но чтобы явить нам телесный образ Свой, чтобы могли видеть и осязать Его.
Общеизвестно ироничное выражение «Фома неверующий», но это ирония над самими собой, ибо для большинства людей требуется все же зримый образ: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 21: 27). Это ведь про нас сказано, потому что следующими словами Спасителя были: ты поверил, потому что увидел, блаженны не видевшие и уверовавшие(Ин. 21: 29). Много ли тех, что уверовали, не увидев? Они и названы блаженными. Чтобы уразуметь понятие невидимого, неописуемого, непостижимого и непознаваемого Бога, нужно видеть его духовным, а не телесным зрением, то есть нужно уверовать, а чтобы уверовать, нужно обрести духовное зрение, получается замкнутый круг. Для того чтобы его разорвать, служит образ, который позволяет через телесное, видимое телесным взором, вознестись душою к Горнему, видимому только духовным зрением. Поэтому про иконы говорят, что она позволяет через видимый образ вознестись душою к Первообразу, классическим стало сравнение иконы с окном в Горний мiр.
Так и благоразумный разбойник (именно о нем здесь идет речь) смог придти к пониманию Царства через понимание Царя, а к Нему - через видение Креста Христова и осязание собственного креста, будучи сам распятым. Человеку, чтобы уверовать, в большинстве своем требуется явное свидетельство, видимый и осязаемый образ. Так и Государь взошел на Голгофу и совершил Христоподражательный подвиг Свой, чтобы мы смогли увидеть образИисуса Христа-Царя в Нем, в земном Царе.
+ + +
Благоразумный разбойник увидел, понял, раскаялся и имел дерзновение просить Господа о помиловании, и получил его. В таком же положении находится и Россия. Часто можно слышать выражение «Распятая Россия», которое воспринимается как чисто литературная метафора. Святитель Иоанн Златоустый помогает увидеть в этом выражении духовную реальность, как и в выражении «Русская Голгофа». Следовательно, можно говорить, что на Русской Голгофе Святой Царь-Мученик Николай был распят за Свой народ, и Россия была сораспята с Ним. Точнее, Россия, подобно разбойнику, была распята за свои грехи, а Государь добровольно взошел на Голгофу, чтобы помочь России восприять образ Царя Небесного и через покаяние в своих грехах она смогла бы дерзновенно просить Господа и о Царстве Небесном. Ведь до Голгофы и последующего Воскресения большинство видели в Иисусе Христе лишь Человека (Учителя, Праведника или Пророка, как и сейчас Его видят магометане), Его Божество было скрыто от большинства, так и тут в Царе-Мученике Николае видели (и продолжают видеть) гражданина Романова, главу государства и прочее, а не образЦаря Небесного. Он Своим Голгофским подвигом, положив душу Свою за подданных, засвидетельствовал, что Он - Царь, Помазанник Божий, является и образом Царя Небесного и через этот образ люди восходят к Первообразу. Таким путем Царь наставляет Свой народ в Истине, высвобождает Свой народ из плена грандиозного обмана, с помощью которого сначала ленины, а затем ельцины ведут русский народ к погибели. Грех русского народа, искупленный Царем, - это совсем не цареубийство. Царь взошел на Русскую Голгофу ради того, чтобы народ прозрел, увидел свой грех и раскаялся в нем. Государь совершил искупительную жертву ради примирения Своего народа с Богом, и в этом суть Христоподражательности Его подвига. А Царя убили те же, кто распял Христа, точнее, их наследники, и приносить покаяние за грех цареубийства - то же, что приносить покаяние за грех распинания Христа.
Опять же вспомним видение Митрополита Макария. Народу предначертана была Голгофа (чаша горькая), Царь умолил эту чашу Себе.
Об Истине
Уже несколько раз упомянуто о том, что Святой Царь-Мученик Николай Своим подвигом откроет нам путь к Истине. Скорее всего, это выражение воспринимается как метафора или как некое пустое украшение, однако оно имеет реальное содержание. Действительно, Святой Царь не оставил нам никакого соответствующего учения, Он лишь явил образ Христа-Царя, через который мы сможем своим духом возвыситься до стяжания Духа Святого. Через образмы сможем, а вот через учение нет. Просто словесная или письменная проповедь без обретения нами Истины через образ, который явил нам Своим подвигом Царь-Мученик Николай, совершенно безнадежна. Есть часто цитируемое выражение Святителя Папы Григория Великого: икона есть Евангелие для неграмотных[11]. Сказанное им справедливо и не только по отношению к писанным на досках и стенах образам, но и к образам, явленным нам Святыми. Применительно к нашему веку стопроцентной грамотности это выражение можно понять и так - ведь только единицы процентов (6-7%) постоянно читают книгу и руководствуются прочитанным в книге, остальным достаточно телевизора. Вот и правят нами «всенародноизбранные», ведущие нас в погибель. Образ же действует непосредственно на душу и возносит ее к Первообразу.
У Святителя Игнатия (Брянчанинова) есть слова, которые как раз к месту:
«Кто приял внутрь себя Царствие Божие, тот может иметь ясное понятие о Втором Пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не приял внутри себя Царствия Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем: тот не узнает приближающейся кончины мiра и наступающего страшного Второго Пришествия Христова; оно застанет его не готовым. Никакое человеческое учение, никакое учение словом и словами недостаточно для наставления тому, что требует для наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога. Стяжавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святаго Духа, Который наставляет всякой истине (Ин. 16: 13)руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающеюся для удобнейшего обмана в призраки истины»[12].
Мы в данном случае не об эсхатологических опасениях нашего времени (вполне, впрочем, реальных: глобализация и прочее), а о тенденции или условиях их реализации, о том, что если нет в сердце, в душе человека веры в Господа Бога, то человек оказывается безпомощным перед обманом сатанинских сил, а сделается их сотрудником. Эта тенденция существовала и существует всегда, и не раз в истории высказывалась обоснованная тревога о скором пришествии антихриста, как и ныне, немало об этом разговоров, но мы не о том, не о поддержании или опровержении соображений насчет скорого пришествия антихриста. Мы рассматриваем принцип или тенденцию, справедливые во все времена, а не только в конкретные времена кризисов, когда многим казалось, что Конец Света близок. Это та ловушка, в которую попадает человек или целый народ, отдалившийся от Бога. Отдалившись, он не видит своего отдаления и не может уже вернуться, потому что не видит и не понимает самого факта своего отдаления, ибо его сердце, его душа уже не вмещают в себя Духа Святого. Повторяется то, что получилось с Прародителями. Отказавшись от Бога, Россия уподобилась им.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3: 6-8).
Адам и Ева утратили разумение, как только грех вошел в их души, и они отпали от Бога, у них разверзлись телесные очи, и они, утратив невинность, со стыдом увидели свою наготу. Они попытались скрыться среди деревьев от Бога, ибо видимое телесными очами, по их разумению, может заслонить от взора Всемогущего и Всеведущего Бога. Грех Прародителей повредил их души, повредил их разум, повредил образ Божий в человеке, но это достаточно обширная тема, которая является содержанием Евангельского учения, мы же отметим только одно - повреждение разума, которое влечет отпадение от Бога человека, даже спасенного уже. Именно эта беда приключилась с Россией. Мы впали в состояние, близкое к тому, в котором пребывал род человеческий до Креста и Голгофы, но не во всей его губительной полноте, ибо спасение человека уже совершилось Господом, а только в той части, которая касается разума человека, не желающего это спасение принять, ибо отпадение от Бога - это отпадение и от разума. Из сказанного видно, что рациональный разум (пресловутый интеллект) не в силах отличить Истину от ее призраков, и человек будет обманут, причем, как показывает опыт, чем человек умнее (интеллектуальнее), тем обман глубже. Поэтому никакое учение нам не поможет, нам может помочь обрести Истину только образ Христа, явленный Голгофским подвигом Царя-Мученика Николая.
Вот для того, чтобы с Божией помощью спасти Россию из ловушки, совершил подвиг Святой Царь-Мученик Николай II Александрович, ибо самостоятельно из этой ловушки России не вырваться. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ин. 12: 39,40).
Теперь мы можем высказать свое суждение о разделении Русской Голгофы и о значении каждой из ее частей. Будем исходить из образа, о котором сказал нам Святитель Иоанн Златоустый: Царь сораспялся с Россией и Русская Голгофа - это место, на котором это совершилось.
Ганина Яма и Вознесенская горка
Место убиения Государя - подвал в Ипатьевском доме на Вознесенской горке. Это место совершенно справедливо всеми воспринимается как образ Лобного места.
У Вознесенской горки, где пролилась кровь Святых Царственных Мучеников, есть свой Первообраз - Лобное место, то есть собственно Иерусалимская Голгофа[13]. Здесь наш Царь Николай II совершил Свой Христоподражательный подвиг. Здесь убивали не только граждан Романовых, но ритуально убивали Царя и Россию, этот символический смысл понимали даже сами убийцы. Тем более, в Ипатьевском подвале были расстреляны верные слуги, то есть представители народа. Таким образом, Вознесенская горка - место, где распяли не только Царя, но вкупе с Ним и народ. Традиционно Россия, как страна и народ, символически представлена Землею. Например, были Церковно-Земские Соборы или были земские учреждения, то есть, говоря современным языком, органы местного самоуправления. В 11 икосе уже цитированного Акафиста Царю и Великомученику Николаю Второму так прямо и говорится: «Светодателем послан быв земле нашей, яко Агнец непорочный, полагаешися во искупление грех наших».
У Ганиной Ямы нет своего Первообраза, смысл которого был бы столь же простым и очевидным. О значении его можно судить из слов Пророка Амоса: не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь (Ам. 2: 1)[14].
Смысл этих слов раскрывается в факте изуверского расчленения и сжигания огнем и серной кислотою Честных Тел Святых Царственных Мучеников и Их верных до смерти слуг. Этот факт представляется существенным с двух точек зрения.
Во-первых, Честные Тела Святых Страстотерпцев, то есть то, что мы называем Святыми Мощами, физически уничтожены. Но возможно ли это? Ведь Святые Мощи - это материальные тела, в которых незримо присутствует Благодать Божия, присутствует нераздельно и неслиянно. И это не физическая субстанция, а духовное свойство, не подверженное действию ни огня, ни любых иных материальных агентов или средств. Но и материальное вещество неуничтожимо (закон сохранения вещества - один из фундаментальных законов материальной природы, установленных наукой), вещество лишь переходит в иные формы.
Их Честные Тела превращены были в разрозненные молекулы, атомы и в таком состоянии рассеяны в окружающем пространстве. Теперь там - на Ганиной Яме, вблизи кострищ земля, трава, кусты, деревья уподобились Святым Мощам, теперь это они стали Святыми Мощами. Таким образом, сама земля на Ганиной Яме со всем, что там находится и произрастает (ландшафт, говоря иным языком), обладает страшными и таинственными свойствами Святых Мощей.
Сжигая Честные Тела Святых Царственных Мучеников, изуверы, сами того не сознавая, уничтожив одну Святыню, создали другую. Освящена сама земля, сама земля на Ганиной Яме превратилась в Святыню. Если Святая Вознесенская горка - место, где земля была сораспята с Царем, то на Ганиной Яме она преображена неотделимым и незримым присутствием Его Мощей, которые пропитали там всё - и землю, и кусты, и деревья. Физически место убиения русского народа - вся Русская Земля, от океана до океана, духовно же Русская Земля распиналась в Ипатьевом подвале, а Ганина Яма - место особое, место, где русский народ, подобно благоразумному разбойнику, получает от Господа обетование. Место, где русский народ в видении Митрополита Макария получает из рук Святого Царя-Мученика Николая манну с Небес. Ганина Яма есть символ освящения и тем самым прощения Господом Русской Земли, и следовательно, место ее духовного Воскресения.
Во-вторых, обетование не пощадить тех, кто надругался над Святыми Останками Царской Семьи.
Как и на Первообразе Голгофы, так и на Русской Голгофе, торжество диавола было временным и закончилось его поражением. Наказание за цареубийство является универсальным законом: не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс.104: 15), наказание от Господа за цареубийство неминуемо. Пророк Божий Амос как бы конкретизирует - Господь его словами указывает, что поражение слуг диаволовых и произойдет (точнее, это уже произошло) как последствие за манипуляции над останками Царя и уничтожение их.
Известно, что Царская Семья вечером перед смертной ночью читала Книгу Пророка Амоса, оставив через дневниковую запись Государыни свидетельство о своем выборе Книги, которое следует понимать и как обетование от Господа. Далее, Царь Николай II из заточения несколько раз предупреждал Своих оставшихся приверженцев: не мстите, ибо зло породит большее зло. И писано, ведь: У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них (Втор. 32: 35).
Крушение ельцинизма в России началось ровно через месяц после кощунственного захоронения в Царской усыпальнице фальсифицированных «царских останков». Именно в этом событии исполнились все обетования.
Сжиганием, то есть физическим уничтожением целостности Честных Тел Святых Царственных Мучеников дело ведь не ограничилось - пережженные кости Царя, спустя время, были подменены другими. Цареубийцами была проведена целая серия «акций прикрытия» с целью максимально затемнить как факт и обстоятельства цареубийства, так и судьбу останков убиенных.
Последней из этой череды подмен была акция по «перезахоронению царских останков», которая, очевидно, и стала завершением всего дела по «пережиганию костей в известь». Цареубийцы не только уничтожили Честные Тела Святых Царственных Мучеников, но организовали убийство и захоронение других людей. Наследники цареубийц в нужное время «нашли» это захоронение и стали выдавать найденные там останки неведомых людей за Царские, следовательно, за Святые Мощи.
Государь просил не мстить за Него. И действительно, как была бы возможна месть человеческими силами и по человеческому разумению? Кто и кому, должен мстить за цареубийство, за уничтожение Святой Руси? Антикоммунисты-демократы Ельцин с Немцовым антидемократам-коммунистам Зюганову и Анпилову?! Или наоборот?!
Планы цареубийц покорить и уничтожить Россию постигло поражение от Господа, а не от «народной» революции или государственного переворота - не от усилий «оппозиции» или иной человеческой организации, то есть не от многомятежноного человеческого хотения. Ведь революция должна быть «анти», и вопрос не только в том, против кого она должна быть направлена, но и в том, какой режим будет установлен победившей революцией. Какая может быть гарантия, что вместо одной «клики», сметенной революцией, не встанет худшая, как это было в Октябре 1917 и в Августе 1991 года. Есть гарантия в обратном, ибо в политическом спектре страны нет (да и не может быть) политической партии, способной восстановить Святую Русь.
Господь Сам действием уст Своих смел безбожных правителей, когда пришли времена и сроки, когда исполнились условия и новых, и древних пророчеств. Момент наступил тогда, когда Священный Синод Русской Православной Церкви, вопреки обвинениям в «сергианстве», вопреки сильнейшему нажиму со стороны ельцинизма, отказался соучаствовать в его лжи и признать сфальсифицированные «царские останки» подлинными. Момент наступил еще и потому, что это решение не было келейным или кабинетным, не только Церковноначалие, но и вся полнота Церкви не приняла лжемощей. И совершилось чудо! Именно таким путем - Промыслом Божиим творилась и творится история России, если народ выступает сотворцом своей истории, исполняет волю Божию, то Россия процветает, если нарушает ее, творит произвол, то бывает наказан.
Многие историки так и считают, что история России непредсказуема, ибо непредсказуема она с позиций мiрской логики. Ведь и дефолт 1998 года явно кем-то планировался. Введенная система ГКО - государственных краткосрочных облигаций - именно на дефолт и была рассчитана, и те, кто ее внедрил, знали, что делали. И дефолт случился, да не в то время и не в тех условиях, а вместо гибели принес спасение стране. С мiрских позиций Русская Голгофа - это гибель России, а с позиций Православия - это еще не гибель, а путь к спасению. Сказано ведь Апостолом Павлом, что Христианство для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. Россия страна православная, потому ее «аршином общим не измерить». Точно так же, в полном соответствии с мiрской рациональной логикой кричали распятому Спасителю: «спаси себя Сам».
Государь сораспялся с согрешившей, отошедшей от Бога Россией, чтобы помочь ей вернуться к Богу, теперь и от нас зависит судьба России, точно так же, как от нас зависело сокрушение ельцинизма. Мы готовили его, не понимая этого: мы, как могли, добивались правды в вопросе прославления Святых Царственных Мучеников и в вопросе подложных «царских останков». Точно так же, как и наши противники, планируя и проводя операцию с «царскими останками» и пытаясь воспрепятствовать прославлению Святых Царственных Мучеников, сами того не понимая, оказали нам немалую услугу. Ибо вследствие противодействия почитание Святых Царственных Мучеников стало воистину массовым[15], а если, представим себе на минутку, наша Церковь присоединилась бы к прославлению этих Святых Зарубежной Церковью, году в 1990-м, то это прошло бы почти как «казенное мероприятие». Тогда мало кто что-то понимал, и тогда извлечение из земли «царских останков» прошло бы как подлинное обретение «св. мощей». Теперь же мы вследствие своих духовных усилий духом своим прониклись в Святость Царя-Мученика Николая, мы не только сохранили Святыню, мы в полном смысле обрели ее. Вот за это Господь и наградил народ чудом, наградил не в латинском коммерческо-юридическом смысле, а в том смысле, что эта награда может быть нами понята и освоена. Мы смогли вместить в своей душе Святость Царского подвига.
Ельцинизм в нашей истории можно сравнить разве что с ленинизмом. Ленинизм был сокрушен, причем полная победа была достигнута году к 1937-му, когда Сталин поставил к стенке «ленинскую гвардию». Но ленинизм как действующее начало прекратил свое существование в 1921-22 годах. Дальше события в нашей стране развивались по принципам, далеким от «заветов Ильича», который не раз заявлял, что пусть Россия погибнет, она нам нужна лишь как растопка к пожару «мiровой революции». Можно с уверенностью сказать, что если бы ленинизм продержался еще год-другой, нашей страны бы не было. То же самое можно сказать и про ельцинизм. Что будет после ельцинизма и когда, не знает никто, потому что все планы относительно России имеют свойство не сбываться, ибо кто и что не планировал бы, произойдет все не по их, а по Божией воле. Будет восстановлена русская национальная власть в России - Православное Самодержавие, но политическая реализация этого восстановления будет совершена в виде чуда, ибо, как мы уже говорили, совершить это выше сил человеческих. Первый этап этого чуда уже произошел, ельцинизм сокрушен, это стало возможно потому, что мы в состоянии были вместить в своей душе это чудо, мы в состоянии осознать святость подвига Государя. Предречения Святых духоносных Старцев, что Русское Православное Самодержавие будет восстановлено, исполнится тогда, когда мы будем в состоянии вместить в своей душе всю полноту этого чуда, то есть когда мы будем в состоянии вместить в своей душе идеалы Святой Руси. Это и будет полным покаянием и изживанием греха богоотступничества.
Мы сохранили свою Святыню. Поклонение и служение Богу нужно не Ему, а нам, а почитание Святых Божиих Угодников нужно нам же, а не Им. Почитая Их, мы возносимся духом своим к образу Христа, запечатленному Ими. О том, какой образ воплотил подвигом Своим Царь-Мученик Николай II Александрович, мы уже говорили. Таким образом, сохранение в душах наших Святынь Русской Голгофы является условием, а почитание этих Святых средством возвращения к Богу и идеалам Святой Руси. Именно эти идеалы являются формой служения русского народа Богу, следованием пути, Богом назначенного русскому народу. Когда народ вернется на этот путь, то прекратятся беды, назначенные Богом русскому народу в искупление и научение. Это и будет всенародным покаянием русского народа.
+ + +
Мы не знаем, как формулировала пресловутая «мiровая закулиса» цели и задачи своей операции «царские останки», у них свой образ мышления, не совпадающий с нашим. Мы можем сформулировать по-своему, что мы потеряли бы, если бы Церковь согласилась признать фальшивые «мощи» за истинные.
1. Для православных людей вопрос подлинности «царских останков» - это вопрос их Святости, то есть незримого и неизреченного присутствия в них особенной благодати от Духа Святого. Обретение Святых Мощей средствами науки - это подмена истинной веры верой в науку и, тем самым, хула на Духа Святого. Вместо Святости, о которой может свидетельствовать только Дух Святой, нам были представлены свидетельства научных экспертиз. Церковь, признав останки подлинными, совершила бы этот грех, даже если результаты этих экспертиз были бы безупречны с научной точки зрения, ибо вера в Бога, вера в Святого Духа Истины была бы подменена верою в какие-то технические манипуляции. Но даже и этого не произошло, результаты экспертиз были фальсифицированы. А СМИ постарались внедрить ложную мысль об истинности полученных результатов, превратив вопрос о подлинности «царских останков» из вопроса религиозного в вопрос научный и одновременно из вопроса научного в объект PR-кампании. Если бы в этом случае Церковь признала ложные останки за истинные, тогда грех совершился бы вдвойне.
2. Принятие ложных «мощей» упразднило бы представление о том, что есть место, где были уничтожены подлинные Святые Мощи, зато сделало бы актуальным место «захоронения» фальшивых мощей, произошла бы подмена подлинной Святыни фальшивой. Народ пошел бы не на Ганину Яму, а в Поросенков Лог, на радость Авдонину и всем, кто за ним стоит. Ганину Яму тоже бы не забыли, Авдонин там намеревался устроить «мемориально-культурный комплекс» с музеем и парк с аттракционами, все это входило в планы руководимого им фонда «Обретение».
Как видим, принятие Церковью ложных мощей привело бы к катастрофическим последствиям. Церковь устояла и не только сохранила свою Святыню, но была вознаграждена Господом за свою стойкость.
+ + +
Ельцинизм сокрушен, но не изжит, он пока затаился, продолжая тянуть живительные соки из России. Окончательная наша победа будет возможна тогда, когда будут изжиты остатки и ленинизма, и ельцинизма. До сих пор рубиновые звезды над Кремлем, до сих пор мумия «вождя пролетариата», как какого-то фараона, в самом сердце столицы православного народа, а может, потому до сих пор четверть «электората» признает коммунистические лозунги приемлемыми для себя и для страны. До сих пор у нас в народе сохраняется коммунистический соблазн, а коммунизм предстает в образе ангела света. Сторонников коммунизма больше, чем сторонников демократии раза в три-четыре, и режим все это терпит, наверное, не из-за приверженности к идеалам плюрализма. Вон националистов как травят, называя их «экстремистами»! Дело в том, что в этом заповеднике сохраняются не столько враги режима, сколько враги Православной Самодержавной России. Коммунисты, конечно, мешают демократам, но их наличие, предполагает, во-первых, выбор для народа из двух равно безбожных сил, во-вторых, они оттягивают на себя значительное число православных. Коммунизм вполне терпим режимом как вариант виртуального рая на земле, ибо для диавола все равно - с ним или против него, лишь бы не с Богом.
Наблюдается очевидное духовное и генетическое сродство между коммунизмом и демократизмом, несмотря на декларируемые разногласия. Фальшивые «царские останки» сфабрикованы не ельцинизмом, а достались по наследству от ленинизма. Какая-то специальная служба организовала захоронение - отобрала подходящую семью, расстреляла, захоронила; затем преемственно ЧК - ГПУ - НКВД - КГБ, как эстафету, передавала специальные материалы об этом убийстве и захоронении, строжайше храня все это в тайне. Когда пришло время, нашлись исполнители - Рябов, Авдонин, чтобы «найти» их и раскопать. Затем нашлись «ученые» и журналисты, чтобы сфабриковать и распространить по всему свету и свидетельствовать ложь о подлинности лжемощей. На всем протяжении всех режимов от ленинизма до ельцинизма проводилась единая операция по единому плану. Почему-то мы недопонимаем значения «царских останков» и Русской Голгофы, а вот «мiроправители мiра сего» отлично понимают. Стоит только вспомнить, как в начале 1992 года в Екатеринбург прибыли с промежутком недели в три сначала Бейкер, затем Аттали. Весь визит составил несколько часов - осмотр «царских останков» и посещение Вознесенской горки. Очевидно, понадобилось личное участие или наблюдение наследников и потомков того «высшего менеджмента», кто планировал и проводил эту операцию и кто знал ее изначальный смысл.
Вряд ли случайным совпадением является и то, что временные рамки ельцинизма почти точно отмерены временем существования фантома «царских останков». В Июле 1991 года официальное извещение об их извлечении и ровно через месяц в результате фарса ГКЧП начался ельцинизм. Закончился он тоже в Августе 1998 года и тоже ровно через месяц после фарса «перезахоронения».
Таково значение Русской Голгофы вообще и Ганиной Ямы в частности.
Мы должны ее беречь как зеницу ока.
Екатеринбург - Москва
2001 год.
Окончание следует
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Солоухин В. Читая Ленина. Frankfurt am Main, Посев, 1989. С. 43-44.
[2] Эсхатологическую сторону проблемы, совершенно очевидную даже в данном контексте, мы рассматривать не будем, нельзя объять необъятное. Хотя одно замечание можно сделать. Как мне кажется, пришествие антихриста могло совершиться в результате построения коммунистами «земшарной республики», которая послужила бы политической и финансовой инфраструктурой для этого, но, как отмечают многие исследователи, «мiровая революция» могла победить только блицкригом, а блицкриг не получился. По выражению М.Бернштама, «коммунизм застрял в России, захлебнувшись в крови русского народа». Русских православных мужиков, в повсеместно вспыхнувшем сопротивлении коммунизму, погибло безсчетно - миллионы, не «замеченные» ни красной, ни белой, ни западной историографией, среди них безсчетно же, мученики за веру. Они и спасли Россию и мiр, ибо Господь спасет град, если в нем будет хотя бы десять праведников. Вспомним опять же (цитируется в следующей главе) сонное видение Московского Митрополита Макария (Невского) о том, что Государь вымолил у Бога горькую чашу для себя и что русский народ прощен Господом. Поэтому хотя многие духоносные Старцы предрекали перед самой Революцией скорый приход антихриста, но он так и не состоялся. Не отмолил ли Государь спасение русского народа от антихристова царства в коммунистическом варианте?!
[3] Я не хочу комментировать нынешнее руководство страны и его государственный курс никак. А что касается краха ельцинизма, то имеется в виду краткий период продолжительностью с полгода, когда это явление было достаточно ощутимым, ибо альтернативой ему был полный распад, хаос и прочие вещи, после которого России просто не стало бы.
[4] В проповеди одного из ученейших батюшек нашей епархии, произнесенной у Царского Креста на Вознесенской горке, прозвучал призыв покаяться во «всенародном грехе цареубийства», а также в жертвах «сталинских репрессий» и Гражданской войны. Надо было уж ему вспомнить заодно и о жертвах Великой Отечественной войны.
[5] История эта общеизвестна, поэтому напомню вкратце. В день отречения Государя Николая II от Престола - в 1917 году 2 Марта по старому стилю - в Вознесенской церкви подмосковного Царского села Коломенское по чудесному видению крестьянки Евдокии Андриановой совершилось обретение иконы, именуемой «Державная». Царица Небесная на этой иконе изображена на Царском Троне и с регалиями земного Самодержавного могущества - Царскими Державой, Скипетром, Порфирой и Венцом.
[6] Текст Кондака и идея толкования его заимствованы из книги Л.А.Успенского «Богословие иконы Православной Церкви» (М., 1989. С. 119 и далее).
[7] Сонные видения Московского Митрополита Макария в книге иеромонаха Серафима (Роуза) «Небесное Царство».
[8] Есть немало свидетельств очевидцев, из которых следует, что Государь задолго знал о готовящейся Своей участи. «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой - да свершится воля Божия», - было сказано Государем задолго до того, как эта Его жертва была в действительности затребована (Тихменев Н.М. Духовный облик Императора Николая Второго. Издание Союза Ревнителей Памяти Императора Николая II. США. 1952. С. 4; Цитируется по: Фомин С.В. Россия Перед Вторым Пришествием. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993). Многим ли дано знать и срок, и обстоятельства своей смерти, тем более мученической? Такой страшный груз не снести простому человеку, а только великому Святому, каковым Государь стал задолго от отречения, еще в Своей мiрской жизни, и, разумеется, вне зависимости от того, что Его современники видели своими телесными глазами. Тем более кощунственно прислушиваться к словам антихристианской прессы, которая травила Его. Существует обширная литература с обсуждениями степени Его благочестия (где есть и «за» и «против»), поэтому я опускаю свои суждения на этот счет.
[9]О том же, что в предыдущей сноске, о Государе Святом при жизни, «чистейшего для очищении Руси», говорится во 2 кондаке «Акафиста Царю и Великомученику Николаю Второму»: «Видящи всеблагая Богоматерь во уделе Своем страну нашу мерзостию растления оскверняемую, избра тя от рождения, яко чистейшаго, Руси бо очищение, да вси надгробное рыдание тебе творим песнь: Аллилуйя». Здесь в немногих словах дается объяснение явленному чуду иконы «Державная», здесь свидетельствуется о том, что, во-первых, выбор был сделан Царицей Небесной, во-вторых, Государь этот выбор оправдал.
[10] Святитель Иоанн Златоустый. Слова и Беседы на разные случаи. О Кресте и разбойнике. Беседа вторая. Т. II. С. 108-114. Цитируется по: Избранные места из творений Святителя Иоанна Златоустого. М., Синодальная типография, 1897. С. 83.
[11] «Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах» (Святитель Григорий Великий.Письма. Кн. 9. Письмо 105, к Серену. PL 77, 1027-1028).
[12] Сочинения Епископа Игнатия. Т. IV. Аскетическая проповедь. С. 266. Выделено мною. -А.В.
[13] И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса (Иоан. 19:17-18).
[14] Именно эти слова выбиты по благословению Епископа Никона на гранитной плите у подножия Царского Креста, установленного на Ганиной Яме у Царской шахты - шахты № 7. Он был установлен и освящен 26 Января 1998 года - за несколько дней до начала заседания Правительственной комиссии по «перезахоронению царских останков». Подробнее об этом будет в исторической справке.
[15] Как свидетель и даже в некоторой степени участник событий могу подтвердить слова Анатолия Михайловича Верховского своими наблюдениями: в Москве именно 17 Июля 1998-2000 годов были самые массовые - многотысячные Крестные Ходы от Часовни Героев Плевны до храма Святителя Николая на Берсенёвке. Вспоминаю, как в один из этих годов шел с семьей не в самом конце Крестного Хода. И вдруг мы из-за окончания остатка Китайгородской стены у гостиницы «Россия» увидели колоссальную вереницу людей: голова Крестного Хода уже спускается с Каменного моста в сторону Никольского храма, а сам Крестный Ход ещё длится и длится от Славянской площади вдоль всей набережной Москвы-реки мимо Москворецкого моста, Кремлевской стены до моста Каменного и далее по нему. А 17 Июля 2001 года на молебен к Часовне Героев Плевны уже пришло чуть больше трехсот человек - в основном ветераны православного гражданского общества, с конца 1980-х годов привыкшие в этот день обязательно собираться. Большинство православных Москвы, Подмосковья и других городов и весей России впервые законно отмечали Царский Праздник по своим приходам. Характер массового народного воодушевления изменился: чудо свершилось. Сейчас же после всенародного воодушевления Русской Весны и возвращение Крыма наступает новое испытание: ведь с 1998 года из младенцев и отроков той поры выросло целое поколение не только граждан РФ, но и от рождения православных, «воцерковленных», которые ничего знать не знают и ведать не ведают о проблеме с так называемыми «екатеринбургскими останками», а если и что-то слышали, то с экранов телевизоров в извращенном виде. Кровавое жертвоприношение экипажа и пассажиров малоазийского «Боинга» именно 17 Июля прошлого года как бы затмевает для большинства людей духовное значение Царского Дня, Русской Пасхи для России. Такой ситуацией хотят воспользоваться организаторы подлога с «екатеринбургскими останками». Но и тут твердо уверен в том, что Бог всё со временем обернет к славе Своей и славе Святых Царственных Страстотерпцев! - примечание Л.Болотина.
1. Стела, установленная в Монастыре Ганиной Ямы над шахтой № 7.
2. Могила А.М.Верховского на монастырском кладбище Ганиной Ямы.
(Сегодня могилка Анатолия Михайловича выглядит совершенно по-другому. На ней установлен каменный крест и каменная плита - ВН)