Разделы

 

Доклад о деятельности братства


Верховский Анатолий Михайлович 

 

                              Его Преосвященству

                              Преосвященнейшему Никону

                              Епископу Екатеринбургскому и

                              Верхотурскому

 

                                 ДОКЛАД

     О деятельности братства свв.  Царственных мучеников  и  общины

                             Храма-на-Крови

                      СВЯТАЯ  ВОЗНЕСЕНСКАЯ  ГОРКА 

    Поскольку община  и  братство составляет практически один и тот же

круг лиц,  то одно от другого нужно различать по функциям, которые оп-

ределяются уставными целями братства:

    1. Попечение о местах Уральской  Голгофы.  2.  Строительство  Хра-

    ма-на-Крови  3.  Способствование скорейшему прославлению свв.Царс-

    твенных мучеников Церковью в Отечестве сущей. 

   Прочие уставные  цели  братства являются традиционными,  для такого

рода организаций и их можно не  перечислять.  Основные  цели  братства

включают  в себя и цели общины,  поэтому можно ограничиться изложением

деятельности по перечисленным пунктам.

   Главные или  основные  цели  братства,  изложенные в виде списка из

трех пунктов,  этим списком не ограничиваются.  Это утверждение  нужно

понимать в том смысле, что никакие пункты, никакого списка не могут во

всей полноте вместить,  что-то живое.  Потому лучше сказать,  что этот

список  не  ограничивает,  а указывает направление нашей деятельности. 

     Наша деятельность по первому и второму  пунктам  на  Вознесенской

горке совпадает.  Фактически она началась с 1989 года: для того, чтобы

в 1994 году Церковь начала строительство на Вознесенской горке, нужно,

как минимум, получить право на владение этим местом. Получено оно было

в 1990-м году и сейчас мало кто задумывается о том,  что сам этот факт

подобен чуду.

     Ни теперь,  ни тем более тогда,  в 1990 году ни  коммунистическая

власть,  ни демократическая, как раз набиравшая в ту пору силу, не были

заинтересованы в том, чтобы Церковь построила Храм-на-Крови. Но и сама

Церковь в Отечестве сущая не могла выступить соискателем. Об этом нуж-

но говорить со скорбью в сердце,  но и с пониманием реалий жизни  без-

божного государства. 

    Если бы в начале лета того года к правящему архиерею Екатеринбург-

ской (тогда еще Свердловской) епархии пришел бы человек с проектом ов-

ладения Вознесенской горки,  как места убиения свв.Царственных мучени-

ков, то естественна была бы реакция архиерея.  Владыка счел бы предло-

жение в лучшем случае за глупость, а в худшем за провокацию. Ведь и по

сию пору свв.Царственные Мученики не канонизированы отечественной Цер-

ковью. 

    В 1990  году Церковь утвердилась на Вознесенской горке вопреки хо-

тению и расчетам могущественных сил - политических, общественных, ком-

мерческих и иных.

    По Промыслу Божию Церковь получила то,  что не  смела  и  просить.

Божьим устроением Церковь допустили стать соискателем и ей же  вручили

юридическое право владения Вознесенской горкой. 

    Получается несколько  затянувшееся вступление,  но без него совер-

шенно невозможно напомнить то,  без чего нельзя изложить происходящего

на Святой Вознесенской горке. Мистерия 1989 года напомнила простую ис-

тину,  казалось бы и так хорошо известную любому православному челове-

ку:  "Без Мене не сотворите ничесоже". На Вознесенской Горке эта мысль

проявляется в действии с необыкновенной отчетливостью.  Здесь исполня-

ется Божья воля, а не человеческие хотения хитрости и расчеты. 

    Мы не обладали ни силой, ни властью, ни деньгами - мы, включившись

в эту игру, не понимая ее смысла и не желая понимать, лишь твердо сто-

яли  на  своем  и  не поддавались ни на какие компромиссы со своей со-

вестью.  Мы выступили на стороне Зарубежной Церкви и,  как нам показа-

лось осенью, - проиграли. Только на следующий год, и то не сразу, ста-

ло понятно, что выиграла Церковь. Ибо Церковь едина, а мы проиграли бы

тогда, когда искали пользу себе, а не Церкви.

    На Святом Месте как нигде исполняется принцип - "ищите Правду  Бо-

жию, а остальное все приложится вам".

   Я предпринял это вступление,  чтобы показать,  что наши действия не

всегда имеют прямой,  видимый и немедленный результат.  Например в мае

1990 г.  не мы запустили механизм,могучими силами которого  управлять,

естественно,  не могли. Но и сами эти силы, вопреки собственным расче-

там,  совершили то, что никак не входило в их цели и задачи. Результат

был получен в декабре того же года, а осмыслен и понят мог быть только

много времени спустя.  Но тогда был не конечный результат,  а промежу-

точный - результат становится видимым  сейчас  на Святой  Вознесенской

горке, но  и он не конечный.  И осмыслен и понят он будет только позд-

нее, а когда? - и сказать невозможно.

    Настоящее предисловие написано и для того, чтобы показать, что ни-

чего случайного или излишнего на Святой горке не бывает и развернувше-

еся строительство не исключение.  Поэтому мы относимся к строительству

с сугубым тщанием,  понимая при этом,  что никакой результат  на  этом

месте не бывает окончательным, если подходить к нему с мирскими мерка-

ми. Что все здесь имеет глубокий духовный смысл и, что только с чистым

сердцем и без всякой хитрости можно чего то значимого достичь.

    События связанные  со Святым местом на протяжение последних пяти -

шести лет дают возможность для чуткого духовного зрения разглядеть со-                  

 держание самого  понятия  Русская Голгофа по отношению к Святой Возне-

сенской горке, но такая работа имеет самостоятельное значение. 

                               +  +  + 

    Наша община (братство) существует по меньшей мере  с  начала  1990

г., менялись названия, менялись люди, но сохранялись три главные цели,

перечисленные выше.  Люди менялись уже потому,  что не видели  или  не

могли видеть прямой и непосредственный результат.

    Мы потеряли и тех,  часто ценнейших людей,  кого нужно отдавать на

отчитку,  т.е.  люди погибли.  Нет нужды говорить, что люди погибли от

своих грехов, прежде всего от гордыни. Погибли именно ценнейшие работ-

ники, кому есть чем гордится.

     Есть период Ипатьевского дома от 1918 года и до его сноса,  о ко-

тором почти ничего не известно,  кроме того что там размещались разные

советские учреждения. Доходят смутные слухи, что в комнате, где проис-

ходило убийство, на стенах проступали пятна крови и их невозможно было

закрасить, они проступали снова.Говорилось и о дивном пении, подобному

ангельскому,  раздававшемуся по ночам из подвальной комнаты,  особенно

перед большими праздниками.  Сотрудники давали подписку "О неразглаше-

нии...",и о подписке тоже слухи.  Но прошло много лет,  как о подписке

можно забыть, однако достоверных свидетелей не видно,- где они?

    Есть слухи и о том,  что некоторые люди пережили нестерпимый  ужас

и,  бросив все, уволились и ушли из Дома.

    Грех опасен везде, но особенно он опасен при близком соприкоснове-

нии со святыней. Мы убедились на собственном опыте, становится понятен

и "опыт" советских учреждений,  состоявших в Ипатьевском доме  -  ведь

там работали не только невоцерковленные, но и просто не крещённные лю-

ди, люди  лишённые  духовной  защиты и можно вообразить что со многими

сталось. Поэтому они и не придут рассказывать о чудесах, происходивших

в Ипатьевском доме.

                             + + + 

    В 1994 году на Вознесенской горке началось непосредственное строи-

тельство. Сначала, в апреле было получено благословение Преосвященней-

шего владыки Никона епископа Екатеринбургского и Верхотурского на воз-

ведение небольшого  строения,  что-то вроде открытой часовни,  которое

канонически соответствовало бы алтарю, для совершения Божественной Ли-

тургии, которую намечено было отслужить архиерейским служением у Царс-

кого креста, в первый день Пасхи.

    В установленный срок на Вознесенской горке была возведена  часовня

с  маковкой  и крестом.  Финансированием,  строительными материалами и

транспортом обеспечила община Вознесенской церкви.  Организация и про-

ектирование осуществлялась нами,  нам же удалось, частным образом, до-

говорится с администрацией одного из предприятий о развертывании стро-

ительной базы (складирование,  станочная обработка материалов, предва-

рительная сборка).

    Все работы заняли 3 дня.

                                + + +

    Существенно иначе разворачивались работы по возведению продолжения

начатой часовни, с целью превращения ее в храм. Благословение на стро-

ительство от Преосвященнейшего владыки епископа Никона получено в  се-

редине мая,  тогда же Он одобрил архитектурный рисунок предполагаемого

строения, по которому можно было бы начать проектные работы.

    Проектно-конструкторские работы затянулись более чем на месяц, что

обусловлено было исключительной сложностью поставленных задач, отсутс-

твием времени и должного оснащения. Были просчитаны прочностные харак-

теристики объемной конструкции в нескольких вариантах вручную.

[Технические характеристики объекта см. в приложении 2.]

    Финансирование было открыто в конце июня (Выдано в подотчет снача-

ла 1 млн. руб. и в начале июля 2,1 млн. руб. На эти деньги были закуп-

лены стройматериалы:  Брус - 150 Х 150 мм, Доска обрезная 150 мм, тол-

щиной    25,    40,    50мм    на    сумму    по    двум    квитанциям

910,569+694,950=1605.519 р.  Одна квитанция датирована 12, а другая 15

июля, именно тогда стал поступать строительный материал.

    Очень серьезно помогла строительными материалами община Вознесенс-

кой церкви, в частности они пожертвовали бревна, из которых были выте-

саны опорные колонны, от общины Вознесенской церкви было получено мно-

го и другой помощи.

    Финансовый отчет см.  в прил. 1.

    Работы были развернуты на той же базе,  что и в апреле.  Из за за-

держки со  стройматериалами только к 14 июля были изготовлены колонны,

основные фермы и нижняя обвязка из бруса.  На следующий день перевезли

и стали строить на месте,  но уже никакие, даже самые героические уси-

лия,  не могли обеспечить завершение стройки к Царским  дням.  Удалось

только  поставить колонны,  связать их обвязкой и настелить пол на по-

мосте.  Попытка смонтировать хотя бы диагональные фермы,  предпринятая

16 июля не удалась,  монтаж их,  а также выяснение причин неудачи было

оставлено на потом.

    Как только на Вознесенскую горку были завезены материалы, там было

организовано дежурство Казачьей Заставы. Казаки неоднократно пресекали

попытки разворовать или поджечь стройку и материалы  в  ночное  время.

Чины Казачьей Заставы и теперь несут круглосуточное дежурство. 

                                + + + 

После Царских дней работы еще более замедлились. Сохранялась неопреде-

ленность с финансированием и от  дорогостоящих  специалистов  пришлось

отказаться. Оставшиеся работали, будучи, как говорят, непрофессионала-

ми, крайне медленно и неумело.

    К концу июля,  после выявления и исправления погрешностей,  были в

два приема смонтированы основные несущие фермы и коньковые  брусья.  5

августа  была поставлена маковка с крестом и тоже поставлена с помощью

крана,  для этого пришлось внести некоторые конструктивные изменения в                              

 первоначальный проект. (Первоначально планировалось делать ее на крыше

с лесов,  как обычно и делают исстари).  К этому времени мы уже освои-

лись с монтажём готовых конструкций с помощью крана, которые собирают-

ся на земле,  что очень ускоряет работу,  хотя предъявляет  повышенные

требования к точности и всей "культуре производства".

     Далее были смонтированы металлические хомуты,  часть из них имела

вспомогательное значение,  а уголковые хомуты, скрепляющие пересечения

стяжек диагональных ферм, имеют значение несущих элементов, они и сое-

диняют нижний пояс разрезных ферм.  После установки указанных  хомутов

конструкция приобрела законченный вид и была убрана монтажная колонна,

установленная в центре.

    Работы были остановлены в середине августа,  когда устанавливались

промежуточные стропильные ноги.

    В настоящее время я отстранен от строительства и не располагаю ни-

какими сведениями о его продолжении. 

                             + + + 

    Мы сделали,  что можно было в человеческих силах. Когда было время

у нас не было денег, а когда появились деньги не стало времени, но су-

щественным явилось не только  физическое  отсутствие  времени.  Тогда,

когда появились деньги, изменилась и ситуация.

     События развертывались бы существенно иначе,  если бы финансирова-

ние было открыто хотя бы на неделю раньше и  в  полном  объеме  сразу.

тогда  была  возможность  приобрести  пиломатериалы  в середине июня и

вдвое дешевле.  Была и бригада,  с которой велись переговоры в  начале

июля. В этой бригаде был очень опытный бригадир, и очень умелая брига-

да. Но  у нас не было ни денег,  ни материалов и они уехали дня за два

до поступления первой партии досок.