Доклад о деятельности братства
Верховский Анатолий Михайлович
Его Преосвященству
Преосвященнейшему Никону
Епископу Екатеринбургскому и
Верхотурскому
ДОКЛАД
О деятельности братства свв. Царственных мучеников и общины
Храма-на-Крови
СВЯТАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ ГОРКА
Поскольку община и братство составляет практически один и тот же
круг лиц, то одно от другого нужно различать по функциям, которые оп-
ределяются уставными целями братства:
1. Попечение о местах Уральской Голгофы. 2. Строительство Хра-
ма-на-Крови 3. Способствование скорейшему прославлению свв.Царс-
твенных мучеников Церковью в Отечестве сущей.
Прочие уставные цели братства являются традиционными, для такого
рода организаций и их можно не перечислять. Основные цели братства
включают в себя и цели общины, поэтому можно ограничиться изложением
деятельности по перечисленным пунктам.
Главные или основные цели братства, изложенные в виде списка из
трех пунктов, этим списком не ограничиваются. Это утверждение нужно
понимать в том смысле, что никакие пункты, никакого списка не могут во
всей полноте вместить, что-то живое. Потому лучше сказать, что этот
список не ограничивает, а указывает направление нашей деятельности.
Наша деятельность по первому и второму пунктам на Вознесенской
горке совпадает. Фактически она началась с 1989 года: для того, чтобы
в 1994 году Церковь начала строительство на Вознесенской горке, нужно,
как минимум, получить право на владение этим местом. Получено оно было
в 1990-м году и сейчас мало кто задумывается о том, что сам этот факт
подобен чуду.
Ни теперь, ни тем более тогда, в 1990 году ни коммунистическая
власть, ни демократическая, как раз набиравшая в ту пору силу, не были
заинтересованы в том, чтобы Церковь построила Храм-на-Крови. Но и сама
Церковь в Отечестве сущая не могла выступить соискателем. Об этом нуж-
но говорить со скорбью в сердце, но и с пониманием реалий жизни без-
божного государства.
Если бы в начале лета того года к правящему архиерею Екатеринбург-
ской (тогда еще Свердловской) епархии пришел бы человек с проектом ов-
ладения Вознесенской горки, как места убиения свв.Царственных мучени-
ков, то естественна была бы реакция архиерея. Владыка счел бы предло-
жение в лучшем случае за глупость, а в худшем за провокацию. Ведь и по
сию пору свв.Царственные Мученики не канонизированы отечественной Цер-
ковью.
В 1990 году Церковь утвердилась на Вознесенской горке вопреки хо-
тению и расчетам могущественных сил - политических, общественных, ком-
мерческих и иных.
По Промыслу Божию Церковь получила то, что не смела и просить.
Божьим устроением Церковь допустили стать соискателем и ей же вручили
юридическое право владения Вознесенской горкой.
Получается несколько затянувшееся вступление, но без него совер-
шенно невозможно напомнить то, без чего нельзя изложить происходящего
на Святой Вознесенской горке. Мистерия 1989 года напомнила простую ис-
тину, казалось бы и так хорошо известную любому православному челове-
ку: "Без Мене не сотворите ничесоже". На Вознесенской Горке эта мысль
проявляется в действии с необыкновенной отчетливостью. Здесь исполня-
ется Божья воля, а не человеческие хотения хитрости и расчеты.
Мы не обладали ни силой, ни властью, ни деньгами - мы, включившись
в эту игру, не понимая ее смысла и не желая понимать, лишь твердо сто-
яли на своем и не поддавались ни на какие компромиссы со своей со-
вестью. Мы выступили на стороне Зарубежной Церкви и, как нам показа-
лось осенью, - проиграли. Только на следующий год, и то не сразу, ста-
ло понятно, что выиграла Церковь. Ибо Церковь едина, а мы проиграли бы
тогда, когда искали пользу себе, а не Церкви.
На Святом Месте как нигде исполняется принцип - "ищите Правду Бо-
жию, а остальное все приложится вам".
Я предпринял это вступление, чтобы показать, что наши действия не
всегда имеют прямой, видимый и немедленный результат. Например в мае
1990 г. не мы запустили механизм,могучими силами которого управлять,
естественно, не могли. Но и сами эти силы, вопреки собственным расче-
там, совершили то, что никак не входило в их цели и задачи. Результат
был получен в декабре того же года, а осмыслен и понят мог быть только
много времени спустя. Но тогда был не конечный результат, а промежу-
точный - результат становится видимым сейчас на Святой Вознесенской
горке, но и он не конечный. И осмыслен и понят он будет только позд-
нее, а когда? - и сказать невозможно.
Настоящее предисловие написано и для того, чтобы показать, что ни-
чего случайного или излишнего на Святой горке не бывает и развернувше-
еся строительство не исключение. Поэтому мы относимся к строительству
с сугубым тщанием, понимая при этом, что никакой результат на этом
месте не бывает окончательным, если подходить к нему с мирскими мерка-
ми. Что все здесь имеет глубокий духовный смысл и, что только с чистым
сердцем и без всякой хитрости можно чего то значимого достичь.
События связанные со Святым местом на протяжение последних пяти -
шести лет дают возможность для чуткого духовного зрения разглядеть со-
держание самого понятия Русская Голгофа по отношению к Святой Возне-
сенской горке, но такая работа имеет самостоятельное значение.
+ + +
Наша община (братство) существует по меньшей мере с начала 1990
г., менялись названия, менялись люди, но сохранялись три главные цели,
перечисленные выше. Люди менялись уже потому, что не видели или не
могли видеть прямой и непосредственный результат.
Мы потеряли и тех, часто ценнейших людей, кого нужно отдавать на
отчитку, т.е. люди погибли. Нет нужды говорить, что люди погибли от
своих грехов, прежде всего от гордыни. Погибли именно ценнейшие работ-
ники, кому есть чем гордится.
Есть период Ипатьевского дома от 1918 года и до его сноса, о ко-
тором почти ничего не известно, кроме того что там размещались разные
советские учреждения. Доходят смутные слухи, что в комнате, где проис-
ходило убийство, на стенах проступали пятна крови и их невозможно было
закрасить, они проступали снова.Говорилось и о дивном пении, подобному
ангельскому, раздававшемуся по ночам из подвальной комнаты, особенно
перед большими праздниками. Сотрудники давали подписку "О неразглаше-
нии...",и о подписке тоже слухи. Но прошло много лет, как о подписке
можно забыть, однако достоверных свидетелей не видно,- где они?
Есть слухи и о том, что некоторые люди пережили нестерпимый ужас
и, бросив все, уволились и ушли из Дома.
Грех опасен везде, но особенно он опасен при близком соприкоснове-
нии со святыней. Мы убедились на собственном опыте, становится понятен
и "опыт" советских учреждений, состоявших в Ипатьевском доме - ведь
там работали не только невоцерковленные, но и просто не крещённные лю-
ди, люди лишённые духовной защиты и можно вообразить что со многими
сталось. Поэтому они и не придут рассказывать о чудесах, происходивших
в Ипатьевском доме.
+ + +
В 1994 году на Вознесенской горке началось непосредственное строи-
тельство. Сначала, в апреле было получено благословение Преосвященней-
шего владыки Никона епископа Екатеринбургского и Верхотурского на воз-
ведение небольшого строения, что-то вроде открытой часовни, которое
канонически соответствовало бы алтарю, для совершения Божественной Ли-
тургии, которую намечено было отслужить архиерейским служением у Царс-
кого креста, в первый день Пасхи.
В установленный срок на Вознесенской горке была возведена часовня
с маковкой и крестом. Финансированием, строительными материалами и
транспортом обеспечила община Вознесенской церкви. Организация и про-
ектирование осуществлялась нами, нам же удалось, частным образом, до-
говорится с администрацией одного из предприятий о развертывании стро-
ительной базы (складирование, станочная обработка материалов, предва-
рительная сборка).
Все работы заняли 3 дня.
+ + +
Существенно иначе разворачивались работы по возведению продолжения
начатой часовни, с целью превращения ее в храм. Благословение на стро-
ительство от Преосвященнейшего владыки епископа Никона получено в се-
редине мая, тогда же Он одобрил архитектурный рисунок предполагаемого
строения, по которому можно было бы начать проектные работы.
Проектно-конструкторские работы затянулись более чем на месяц, что
обусловлено было исключительной сложностью поставленных задач, отсутс-
твием времени и должного оснащения. Были просчитаны прочностные харак-
теристики объемной конструкции в нескольких вариантах вручную.
[Технические характеристики объекта см. в приложении 2.]
Финансирование было открыто в конце июня (Выдано в подотчет снача-
ла 1 млн. руб. и в начале июля 2,1 млн. руб. На эти деньги были закуп-
лены стройматериалы: Брус - 150 Х 150 мм, Доска обрезная 150 мм, тол-
щиной 25, 40, 50мм на сумму по двум квитанциям
910,569+694,950=1605.519 р. Одна квитанция датирована 12, а другая 15
июля, именно тогда стал поступать строительный материал.
Очень серьезно помогла строительными материалами община Вознесенс-
кой церкви, в частности они пожертвовали бревна, из которых были выте-
саны опорные колонны, от общины Вознесенской церкви было получено мно-
го и другой помощи.
Финансовый отчет см. в прил. 1.
Работы были развернуты на той же базе, что и в апреле. Из за за-
держки со стройматериалами только к 14 июля были изготовлены колонны,
основные фермы и нижняя обвязка из бруса. На следующий день перевезли
и стали строить на месте, но уже никакие, даже самые героические уси-
лия, не могли обеспечить завершение стройки к Царским дням. Удалось
только поставить колонны, связать их обвязкой и настелить пол на по-
мосте. Попытка смонтировать хотя бы диагональные фермы, предпринятая
16 июля не удалась, монтаж их, а также выяснение причин неудачи было
оставлено на потом.
Как только на Вознесенскую горку были завезены материалы, там было
организовано дежурство Казачьей Заставы. Казаки неоднократно пресекали
попытки разворовать или поджечь стройку и материалы в ночное время.
Чины Казачьей Заставы и теперь несут круглосуточное дежурство.
+ + +
После Царских дней работы еще более замедлились. Сохранялась неопреде-
ленность с финансированием и от дорогостоящих специалистов пришлось
отказаться. Оставшиеся работали, будучи, как говорят, непрофессионала-
ми, крайне медленно и неумело.
К концу июля, после выявления и исправления погрешностей, были в
два приема смонтированы основные несущие фермы и коньковые брусья. 5
августа была поставлена маковка с крестом и тоже поставлена с помощью
крана, для этого пришлось внести некоторые конструктивные изменения в
первоначальный проект. (Первоначально планировалось делать ее на крыше
с лесов, как обычно и делают исстари). К этому времени мы уже освои-
лись с монтажём готовых конструкций с помощью крана, которые собирают-
ся на земле, что очень ускоряет работу, хотя предъявляет повышенные
требования к точности и всей "культуре производства".
Далее были смонтированы металлические хомуты, часть из них имела
вспомогательное значение, а уголковые хомуты, скрепляющие пересечения
стяжек диагональных ферм, имеют значение несущих элементов, они и сое-
диняют нижний пояс разрезных ферм. После установки указанных хомутов
конструкция приобрела законченный вид и была убрана монтажная колонна,
установленная в центре.
Работы были остановлены в середине августа, когда устанавливались
промежуточные стропильные ноги.
В настоящее время я отстранен от строительства и не располагаю ни-
какими сведениями о его продолжении.
+ + +
Мы сделали, что можно было в человеческих силах. Когда было время
у нас не было денег, а когда появились деньги не стало времени, но су-
щественным явилось не только физическое отсутствие времени. Тогда,
когда появились деньги, изменилась и ситуация.
События развертывались бы существенно иначе, если бы финансирова-
ние было открыто хотя бы на неделю раньше и в полном объеме сразу.
тогда была возможность приобрести пиломатериалы в середине июня и
вдвое дешевле. Была и бригада, с которой велись переговоры в начале
июля. В этой бригаде был очень опытный бригадир, и очень умелая брига-
да. Но у нас не было ни денег, ни материалов и они уехали дня за два
до поступления первой партии досок.