Разделы

 

Храм-на-Крови построен! март 1997г.


 

Храм-на-Крови:Знамение Царской Славы

 

 

Роясь в старых бумагах, я обнаружил рукопись статьи, которая называется «Храм-на-Крови построен!» она в очень урезанном виде была опубликована в марте 1997 года в журнале «Преображение Урала», органе одноименной партии. Статья представляет интерес по многим причинам, главная из которых заключается в том, что статья комментирует и объясняет рапорт Екатеринбургскому Архиерею о том, что Храм-на-Крови построен. В 1997 году опубликован рапорт о событии, как о свершившемся факте, хотя ему предстояло совершиться только в 2003 году.

 

В самом ли деле можно было рапортовать о том, что Храм-на-Крови построен и, что случилось это в 1996 году? Ведь если это так, то, что именно построил Россель в 2003 году? Этот вопрос возник еще в 1997 году и, прежде всего, у редакции упомянутого издания, ибо «Преображение Урала» это и журнал (которого уже нет), и партия (которая, кажется, еще есть), которые в ту пору поддерживали Росселя. В редакции этого журнала хорошо знали, что делает Губернатор нашей области Россель, знали они и о том, что в конце января 1997 года подписал соглашение с Правящим Архиереем нашей епархии епископом Никоном о возведении Храма-на-Крови, а чуть раньше, в первом номере «Православной газеты» появился рапорт старосты общины Храма-на-Крови о том, что Храм построен. Вот они и позвонили, поинтересовались, как такое может быть и о чем тогда  подписанное соглашение, если Храм построен. Пришлось сесть и написать комментарии и разъяснение этого рапорта, а в результате получилась статья.

 

Теперь о главной причине, или, зачем было сдувать пыль со старых бумаг?

 

В статье кратко описывается и анализируется полный цикл возведения временного деревянного Храма-на-Крови, который часто называли то «шатер», то «навес». Действительно, как еще назвать строение, состоящее из четырех столбов с крышей на них, хотя и украшенных маковкой с крестом. Но трудно изобразить храм, если по условию можно было строить только крышу, а это и есть навес – ведь официального разрешения на строительство храма на Вознесенской горке просто не было. Слава Богу, хоть «шатер» с маковкой и крестом удалось построить. Так вот, если относиться материалистически, то это и есть навес, так же как, а что такое икона с материалистической точки зрения – прежде всего доска, причем хорошая, крепкая доска, – а не заколотить ли этой доской дыру в свинарнике? Как мы знаем, заколачивали, но даже материалистам от этого было не по себе. Так и с «шатром» на Вознесенской горке, ибо это не просто деревянное сооружение, а в определенном смысле, как и икона, носитель некого образа.

 

Цикл возведения «шатра», т.е. временного деревянного Храма-на-Крови продолжался примерно 7 лет – с 16 июля 1989 года до конца 1996 года. 17 июля 2003 года завершился следующий семилетний цикл, начавшийся с начала 1997 года. Если взять их в сумме, то в их итоге, за 14 лет на Вознесенской горке встал величественный Храм, который является символом…, символом чего? О том, что Храм-на-Крови является символом, согласны все, разница лишь только в том, каким именно символом его считать. О символике Храма-на-Крови и пойдет речь. Если отбросить от рассмотрения первый цикл (1989 – 1996 годы), то ответить на этот вопрос практически невозможно, особенно, если считать, что Храм-на-Крови начался в постройке с приезда и благословения Святейшего Патриарха Алексия II в сентябре 2000 года. А ведь именно так часто и рассуждают, дескать, до приезда Патриарх «трава не росла», приехал Патриарх и с его благословения только и начали что-то строить. Есть, как говорят, такое мнение.

 

Статья в 1997 году написана по «горячим следам», в ней поднимаются вопросы, на которые только теперь можно дать ответы (и поставить новые), а, главное, в ней свежесть восприятия той поры, которую просто невозможно воспроизвести сейчас. Поэтому я решил процитировать ее полностью, без изъятий. Это будет первая часть или глава всей работы.

 

Храм-на-Крови построен!

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему

Пс. 113. 9

Именно так, очевидно, следует понимать сообщение, опубликованное в «Православной газете» № 1 за 1997 г. Газета напечатала рапорт старосты этого Храма, в котором сообщается об успешном окончании строительства и дана трактовка этого события с позиции православного человека. Примечателен сам факт этой публикации в его глубинной истинной сути, какими бы внешними причинами этот факт не был обусловлен. Не так-то часто можно видеть рапорт, направленный по начальству, опубликованным в газете, хотя через любую контору проходит их неисчислимо, но относятся они к тому литературному жанру, который в газетах не печатают. «Православная газета» является официальным органом Екатеринбургской епархии и на ее страницах не место плюралистическим вольностям, якобы оправдываемым оговоркой, что, дескать «редакция может не разделять мнение автора». На страницах этой газеты не может появится ничего без благословения правящего архиерея и ничего с чем правящий архиерей не был бы согласен. Поэтому, в данном конкретном случае, через газету и словами безвестного автора «Urbi et Orbi» вещает сам правящий архиерей Екатеринбургской епархии Преосвященнейший епископ Никон.

Смысл этого сообщения мало кто понял даже в Екатеринбурге, где все происходит на глазах, а за его пределами тем более смысл никому не понятен, поэтому, в настоящих заметках, мы берем на себя труд прокомментировать его и заодно изложить то, что не известно «широкому читателю».

Прежде всего, напомним, что святая Вознесенская горка необычайно важна для будущего и настоящего России и Православия вообще, но это, кажется, гораздо лучше понимают неправославные демократы, чем православные патриоты. Слова святого духоносного старца о том, что «Господь помилует и спасет Россию, если она вернется к Богу», очевидно, являются очень убедительными для демократического правящего режима. Правящий режим прекрасно понимает, что он делает, когда препятствует Церкви совершить прославление свв. Царственных Мучеников, под предлогом политической природы этой акции. Он прав, ибо политика - это все то, что связано с властью, а когда Церковь прославит Их, Господь сметет нынешних правителей духом уст своих с лика Русской земли, а это и есть политика. Смысл духовного подвига Государя в том и заключается, чтобы указать путь русскому народу, которым он, подобно блудному сыну, вернется к Богу. Первое, что нужно совершить на этом пути - строительство Храма. Поэтому строительство Храма-на-Крови до недавнего времени составляло проблему не только и не столько архитектурную, организационную, финансовую и проч., а совершенно иную. Она состояла хотя бы в том, чтобы дать Церкви утвердиться на Вознесенской горке, чтобы стоял там Крест, а затем и Храм с маковкой и крестом. Проблема состояла в том, чтобы преодолеть сопротивление препятствующих сил (и не только «врагов», но и «своих»).

Рапорт свидетельствует о том, что этот период в созидании Храма-на-Крови закончился. Что будет в дальнейшем, не будем гадать, будут иные проблемы, которые возможно опять не удастся свести к банальной строительной проблеме, но проблемы будут всегда. Вознесенская горка всегда будет требовать внимания, заботы и неустанного труда, не будет там только места для благостного безделья и самоуспокоенности.

Возможно, созидание Храма-на-Крови не закончится никогда, пока стоит и будет стоять Россия, ибо его архитектурный облик, убранство, его величие должны соответствовать величию подвига Государя. А как установить это соответствие? - каким инструментом, какой рулеткой измерить то и другое? - величие Подвига и величие Храма. Очевидно внутренним духовным состоянием народа по осознанию этого соответствия, а также желанием и возможностями его осуществить. Россия выстоит, воспрянет только благодаря этому строительству и в то же время по мере усиления самой России будет расти и осознание величия подвига Государя. Это взаимосвязанные процессы. Поэтому будут строить и перестраивать все более величественным и все более изукрашенным, но это, как подчеркивается в рапорте, будут перестройки, ибо Храм уже построен и построен таким, каким могла построить плененная гонимая Церковь.

 Никто не спорит, что, «навес» никак не соответствует величию и высоте духовного подвига свв. Царственных Мучеников, но именно такой Храм благословил построить владыка Никон, и как оказалось, построить навес - только это и по плечу нынешним монархистам. Строительство могло стать полигоном подлинного усердия «патриотов», «монархистов» и прочих радетелей за Отечество, он и стал таковым, ибо «по делам их, вы узнаете их», справедливо и для данного случая. Критиков теперь сколько угодно, это теперь, но где они были, когда была нужда в рабочих руках и нужда отчаянная?

Убогий, в своей аскетической простоте, Храм, не просто сооружение на Вознесенской горке - здесь ничего не бывает случайного - это символ. Символ пленения Церкви, а также и символ продолжающегося бедственного состояния России, - как и в 1918 году Государь был убит, брошенный всеми, так и теперь строить «навес» было некому.  Построенный Храм символ и завершения цикла той специфической деятельности, на которую оказалась способна община Храма-на-Крови, которую никто другой бы не сделал.

О том что сделано, может поведать хроника событий на Святой Вознесенской горке.

  1. 1.  16 июля 1989 г., вечер, впервые открытое моление на пустыре, на котором когда-то стоял Ипатьевский дом. Разогнано милицией и ОМОН, одиннадцать человек задержано, шестеро попали под суд. Тайные моления там проходили и при советской власти и были времена, когда суд мог закончиться и расстрелным приговором.
  2. 2.  1990 год. 18 августа на пустыре воздвигнут крест, сначала деревянный, замененный затем в октябре на металлический, который стоит и поныне.
  3. 3.  В том же году в сентябре городские власти передают участок земли (собственно Ипатьевский пустырь) на Вознесенской горке во владение русской Православной Церкви в лице Свердловской Епархии. (Пусть люди не верующие в святость Царственных Мучеников найдут объяснение этого факта каким-то иным способом, кроме как чудом).
  4. 4.  1992 год. Сентябрь. Торжественное освящение Закладного камня будущего Храма.
  5. 5.  1993 год. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Высокопреосвященнейший архиепископ Мелхиседек в день рождения Государя Николая II Александровича (6\19 мая) в своем «Слове...» провозгласил местное народно-церковное почитание свв. Царственных Мучеников.
  6. 6.  В том же году организация общины Храма-на-Крови (организационное собрание, под председательством правящего архиерея вл. Мелхиседека, утвердившего руководящий состав общины, 29 сентября). При этом произошло два события: 1. Владыка, тем самым, отказался от прямого контроля светских организаций (фондов и пр.) над строительством Храма, передав его в руки церковной организации. 2. Община - как организация существовала с февраля 1990 года. Владыка Мелхиседек взял под свой омофор существующую организацию. В двух словах, история общины такова: создание (самоорганизация без какого либо церковного окормления) - февраль 1990 г. в июле того же 1990 г. вошла под окормление Зарубежной Церкви, но в 1991 году была оставлена. Община распущена ровно через 7 лет в марте с.г. решением вл. Никона. (Роспуск общины - очевидное следствие события, о котором сообщается в рапорте - исполнение благословения, после которого должно произойти либо благословение на следующее делание, либо роспуск общины за ненадобностью. Произошло второе, но об этом ниже)
  7. 7.  1994 год. В конце апреля начало строительства открытой часовни, которая ныне служит алтарем Храма. Вскоре начало проектирования и подготовка строительства самого Храма. В августе, когда основные элементы конструкции были смонтированы, строительство было приостановлено.
  8. 8.  1996 год. Ноябрь. Окончание строительства, о чем, собственно, сообщает рапорт.
  9. 9.  1997 год. Январь. Опубликование извещения о завершении строительства Храма.

10. Тот же год. Подписание соглашение между Екатеринбургской епархией и губернатором свердловской области (Э.Э. Росселем) о строительстве Храма-на-Крови.

11. Тот же год, февраль - март, роспуск общины и организация взамен архиерейского подворья.

 

Как видим, исполнился полный цикл.  В 89-м году власть усмотрела в проведении моления святым Царственным Мученикам на Вознесенской горке «антиправовое деяние» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Теперь та же власть в лице Его Превосходительства губернатора области Э.Э. Росселя подписывает соглашение с Екатеринбургской епархией Русской Православной Церкви в лице Его Преосвященства епископа Никона о строительстве Храма, тем же самым святым. Сдвиг по масштабам равен тектоническому. Это не означает, что Россель из «верного ленинца» стал монархистом, это значит что он трезвый политик, он признал народно-церковное почитание свв. Царственных Мучеников политически значимым фактором, который нельзя игнорировать. Очевидно, он посчитал, что деньги, которые придется потратить на строительство, вполне приемлемая цена за фундамент, на котором он утвердит власть. В этом смысле он похож на Константина Великого, который подписал Миланский эдикт, утвердил Крест и даже председательствовал на I Вселенском соборе, не будучи даже крещенным (он принял святое крещение за год или два до своей смерти). Тем не менее, он признан Церковью равноапостольным. Причина та же: «по делам их...» - Константин унаследовал Христу-царю потому что из Его наследства он не избрал делить Его ризы, а избрал нести Его Крест. Константин избрал Крест и получил Палатин в Риме. Россель избрав Крест, может получить Кремль в Москве. Так что у Росселя еще все впереди и дай Бог, чтобы хватило ему трезвости и прагматичности, подобно святому равноапостольному Царю Константину. Лет через 20 узнаем, хватило ли.

Церковь же, по этому соглашению платит кесареву дань.

Спрашивается, - а могло ли состояться подписание, если бы, на Вознесенской горке был бы все тот же пустырь, заваленный строительным мусором и заросший лопухами? Или, того вернее, стоял бы там небоскреб, в котором разместился отель? Ответ однозначен.

А могло быть иначе. Городской Совет в сентябре 1990 г. рассматривал  вопрос о землеотводе на Вознесенскую горку. Претендентов получить приз в виде права владения и застройки этого участка земли в престижном районе центра города было много, но приз получила Русская Православная Церковь. Господь не попустил занять святое место, на нем назначено быть Храму и он там стоит и будет стоять. Между тем шансов у Церкви не было ни каких.

Сейчас никто не задумывается, что этот факт есть чудо и не только потому, что было много могучих претендентов на этот приз, но главное - Русская православная Церковь в Отечестве сущая не могла быть претендентом на этот участок по своей собственной воле. Получив приз, Церковь 6 лет не знала что с ним делать, разве что организовывались под высочайшим председательством,  какие-то комитеты или фонды с целью строительства, но и они ни одного гвоздя на стройке Храма не забили. Русская  Православная Церковь находится в пленении, как теперь, так и тогда; как теперь так и тогда свв. Царственные Мученики не причтены к лику святых; как теперь, так и тогда, официально (т.е. для Москвы, а не Екатеринбурга), Вознесенская горка не является святым местом и поэтому храм-памятник во имя «Всех святых в земле Российской просиявших» с равным правом можно построить и на месте дома Ипатьева и в 50 метрах от него и в 50 километрах. И не «Во имя всех святых...» нужно строить Храм, а во имя конкретных святых - Царственных Мучеников. Можно со всей определенностью утверждать, что Церковь не могла осмелиться просить Вознесенскую горку не то, что в 90-м году, но даже в 96-м. В 90-м году Вознесенскую горку Церкви навязала сама безбожная власть. Понятно, что не ради прославления свв. Царственных мучеников она это делала, делала исключительно ради себя, но получилось во исполнение Божьей воли.

Произошло это следующим образом (если в трех словах): В борьбу за землеотвод включилась община Храма-на-Крови. Выступила она от имени Зарубежной Церкви, получив на то благословение от епископа Марка, незадолго до этого было получено благословение «на созидание Храма» и от епископа катакомбной Церкви Лазаря. С епископом Лазарем была личная встреча в Москве, а владыка Марк прислал его по почте (очевидно, что рекомендация владыки Лазаря имела решающее значение). Община подала документы и на регистрацию общины, и на землеотвод. До этого община успела «засветиться» организовав и проведя молебен на Вознесенской горке в Царские дни, митинг по поводу возвращения городу его первородного имени Екатеринбург (этот митинг вызвал много шума, о нем писали все областные и городские газеты, а резолюция, принятая на нем привела, в конечном итого к организации «Комитета по топонимике» при Городском Совете). Но самое главное, в августе был поставлен Царский крест, благодаря чему Церковь утвердилась на Вознесенской горке мистически, а городские власти подтвердили это юридическим актом.

Ни регистрировать общину, ни предоставлять отвод власти не пожелали, но не решились отдать землеотвод предпринимателям для осуществления их грандиозных архитектурных замыслов. Церкви же «порекомендовали» подать заявку, которую и удовлетворили. Здесь изложена, конечно, чрезвычайно упрощенная картина событий, но важно подчеркнуть лишь одно, что исполнилась воля Господня.

Список событий, связанных со св. Вознесенской горкой, другой комментатор составил бы иной, чем тот, который приведен выше, разные люди придают разное значение одному и тому же, но всякий непредубежденный человек видит, что без общины ничего этого бы не было. Нечего было бы подписывать, потому что нечего было бы строить. Община, с Божьей помощью решила такие проблемы, на которые отечественная Церковь официально никогда бы не пошла и за которые никогда не взяла бы ответственность на себя (хотя бы за воздвижение крестов и Царского, и Екатерининского, в 90-м и 91-м годах, когда они были воздвигнуты это могло квалифицироваться если не как уголовное, то как административное правонарушение).

Община последовательно получила благословение от иерархов всех трех ветвей Русской Православной Церкви - от Катакомбной и Зарубежной (в 90-м году), и от Патриаршей (в 93-м при организации и в 94-м на строительство конкретного сооружения), случай в истории Церкви единственный. Он доказывает, воспроизведя в миниатюре, во-первых, промыслительность разделения Церкви в 1927 году; каждая из ее ветвей исполняет свою незаменимую уникальную часть общего служения; во-вторых, доказывает внутреннее единство Церкви, существующее несмотря на юридическое разделение. Община последовательно получила благословение «на созидание Храма» от епископов всех трех ветвей разделенной Русской Православной Церкви и легко видеть, что ничего бы ей не сделать, не будь хотя бы одного из этих благословений. Община исполнила свое предназначение, построив Храм, в полном объеме исполнив благословение от всей полноты Русской Православной Церкви.

Завершение строительства Храма в том объеме, как это сделано общиной (т.е. в виде «навеса») это тот вклад в дело Прославления свв. Царственных Мучеников, который смогла взять на себя плененная Патриаршая ветвь Русской Православной Церкви. Извещение владыки Никона о завершении строительства Храма по масштабам сравнимо с провозглашением владыкой Мелхиседеком свв. Царственных мучеников местно чтимыми святыми. Это то, что сделала Церковь плененная, но это то, что сделает Церковь свободной.

Фактически конечным пунктом деятельности общины следует считать подписание соглашения между Епархией и Губернатором. Дальше ее специфическая деятельность становится излишней, уже сама власть будет озабочена в успехе строительства. Поэтому староста несколько поторопился, отрапортовав о завершении своей деятельности, если, конечно, не рапорт (в мистическом смысле) послужил причиной этого подписания.

Община исполнила свое предназначение и, за ненадобностью, распущена. Величественный Храм, размерами и убранством достойный высоты духовного подвига Государя и иже с ним свв. Царственных Мучеников, построит другая организация, обладающая соответствующими организационными, финансовыми и прочими ресурсами. Мудрость решения владыки о роспуске общины очевидна (бывает и не очевидна, но причина в нас, точнее в нашем неверии, а не в епископе). Среди общины нет никого, кто мог бы профессионально руководить строительством таких масштабов, какие ожидаются, а следовательно, община будет только «путаться под ногами» у профессионалов. Ни в каком ином качестве община более не нужна. Оставить ее в качестве «ядра» будущей общины значило бы подвергнуть членов общины страшному искушению гордыни, непосильному для простых смертных. Община, в этом случае вообразит себя великими «молитвенниками за Россию», подобными Серафиму Саровскому, чем это кончится - очевидно. Тем более что поползновения такие уже есть.

 

А.М. Верховский 

Екатеринбург, март 1997 г.

Так всегда бывает с символами, ибо они являются элементами некоей знаковой системы. Например, одни и те же литеры в кириллице и в латинице имеют разное произношение при одинаковом начертании, т.е. их значение определяется знаковой системой, вне которой они просто не имеют смысла. Вспомним рассказ Чехова, в которой нерадивый ученик гимназии прочел реплику учителя «чепуха» в латинском произношении и у него получилось «реникса». Ведь и крест, например, тоже является символом, точнее даже двумя символами. В одной системе – это символ страшной, мучительной и позорной казни, к которой приговаривались самые отпетые преступники. В другой, – это символ бесконечной Божественной любви, которой удостоил нас грешных людей, совершенно недостойных ее, Бог Сын, вочеловечившись, взойдя на Голгофу и приняв муки на кресте. И вот в этой Божественной любви крест из орудия мучительной казни превращается в средство нашего спасения в жизнь вечную. Крест – это уже не только символ, который можно понимать и так и эдак, все его понимают совершенно однозначно, бесы, к примеру, рады бы понимать его как-нибудь, удобным для себя способом, да не получается, ибо крест надежная от них защита: «Огради мя, Господи, силою Честного и Животворящего Твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла». Сила креста не в нем самом, не в материале, из которого он изготовлен, и не в мастере, который его сделал, а в Силе «пропятого на нем Христа». Крест несет в себе благодать Божию, т.е. несотворенные Божественные энергии, а кто в силах противостоять Самому Богу?

Крест Господень это символ, и как символ, из-за своей очень простой геометрической формы употреблялся человечеством со времен палеолита, его начертание встречается в наскальных изображениях, соответственно и значений этого символа столь же много, сколь много тех культур, в которых он употреблялся в качестве символа. Но крест Господень не только символ, но и знамение, его смысл определяется не содержательным смыслом какой-то из произвольно принятых знаковых систем, а действием Силы и Премудрости Божией. Или, точнее, из всех знаковых систем, какие есть, или какие можно придумать, можно принять единственную, в какой он является символом бесконечной Божественной любви и орудием нашего спасения. Бесы знают чего им бояться, ибо «и бесы веруют, но трепещут»[1].

Если относится к Храму-на-Крови так же как ко кресту – не только как к символу, но как к знамению, то, во-первых, из всех придуманных знаковых систем, какие в ходу ныне в СМИ, можно смело не принимать ни одну. Ибо СМИ у нас принадлежат и обслуживают интересы тех, кто во Христа, как в Бога не верует. Во-вторых, снимается вопрос, поднятый редакцией журнала «Преображение Урала». Если Храм-на-Крови есть знамение Силы и Премудрости Божией, то не столь уж важно, кто построил Храм-на-Крови, так же как не столь уж важно в каком году это сделано, ибо он построен на Небесах Святым Царем Николаем. Построенное в 1996 году и построенное затем в 2003-м, являются этапами земной проекции Небесной стройки. То, что построено на Вознесенской горке, как во всякой святыне, соединяет воедино (но неслитно и нераздельно) два плана бытия – Небесное, вечное, нетленное и земное, временное, тленное. Поэтому, знамением является не только само здание – временный ли «шатер», постоянный ли храм, знамением является сам процесс созидания этого здания. Вот об этом и написано в приводимой статье, из нее видно, что не случайное стечение обстоятельств, а Сила и Разумение Божие было причиной последовательности событий, которые привели к возведению на Вознесенской горке временного деревянного Храма-на-Крови. То, что получился «шатер», то это тоже символ, но символ в той же знаковой системе, которая определяется не произвольным выбором, а верою во Христа распятого, в той же в которой определяется Крест Господень.

Святыня есть место приложения Силы и Премудрости Божией, т.е. она является местом, в котором пребывает Сам Бог в Своих несотворенных энергиях, местом в котором проявляется действие Божие, и местом в котором свидетельствуется присутствие Божие. Ведь благодать Божия по учению Православной Церкви является не безличной, сотворенной эманацией Божества, а личностными несотворенными энергиями Божиими, Бог сам присутствует в святыне своими энергиями. Святыня определяет место Его нахождения, делает Его видимым и одновременно является как бы островком нетления и вечности в нашем грешном мире. Человек лишен возможности непосредственного богообщения, как это было у наших прародителей до их грехопадения. Человеку теперь необходимо зримое свидетельство присутствия Бога, присутствия Его благодати, поэтому благодать подается видимым образом в Святых Таинствах, благодать присутствует в святынях, видимых телесным образом, например в иконах. Точно такое же место, в котором присутствует благодать видимым образом, есть Русская Голгофа.



[1] Случайно слышал, что FIFA (это всемирная футбольная контора, которая организует и проводит футбольные матчи мирового уровня) запретила футболистам налагать на себя крестное знамение во время проведения матча. Не всем, видите ли, приятно видеть, как футболист, забивший гол креститься на радостях, благодаря Господа за помощь.