Русская Голгофа не залог, а орудие
Русская Голгофа не залог, а орудие воскресения России.
24 июля 2011 года прихожане церкви во имя свт. Иннокентия Московского во главе со священником о. Владимиром (Зайцевым) прошли Малым Крестным ходом. Состоялось это событие ровно через неделю после Великого Крестного хода, который традиционно проводится в Царские дни (в ночь с 16 на 17 июля).
Для начала нужно сказать, чем Великий Крестный ход отличается от Малого Крестного хода.
Великий Крестный ход проводится ежегодно, в ночь с 16 на 17 июля, или, иначе, в Царские дни после ночной службы в Храме-на-Крови и следует до Ганиной ямы по Царской дороге. Крестный ход имеет протяженность около 20 км, пересекая город от центра до окраин, выходя за его пределы на пути к Ганиной яме.
Малый Крестной ход имеет протяженность 7 км и следует от окраины города, или точнее от границы городской застройки до Ганиной ямы, целиком укладываясь в Северный участок Царской дороги. Хотя мы начинаем его, как и положено, от Царского креста на Вознесенской горке, и следуем до Царского креста на Ганиной яме, но пешеходный путь, составляет, повторяю, только эти 7 километров, а остальное проделывается на автобусе, так же как и возвращение с Ганиной ямы. Периодичность Малого Крестного хода – 1 неделя, по воскресным дням.
+ + +
С 24 июля, с.г., по воскресеньям крестный ход повторяется. Хотя и не каждое воскресение. Не всегда получается. Всего, к настоящему времени (27.09.11) было проведено 6 крестных ходов, последний из них, 25.09.11.
Настоящая статья посвящена не только одному единственному крестному ходу, совершенному 24 июля 2011 года. Опубликовать репортаж о том крестном ходе нужно было вовремя, и тот репортаж опоздал на пару месяцев. Потом, спустя какое-то время, можно было бы написать и опубликовать репортаж о следующем, очередном крестном ходе. Потом еще, и еще. Появилась бы традиция и традиционная рубрика. Можно и так. Если бы каждый очередной крестный ход был индивидуальным действием, проводимым в конкретную дату. На самом деле, каждый крестный ход принадлежит единому духовному событию – Малому Крестному ходу, протекающему во времени с периодичностью раз в неделю и проводимому по одному и тому же пути – по Северному участку Царской дороги. Очевидно так же, что в том же духовном единении с ними, находится Великий Крестный ход, у которого своя периодичность – один раз в год.
Причина, или основа этого единения, – некая духовная реальность, которая реализуется в нашем плотском мире с определенной периодичностью. У нас, в Церкви, есть такое явление – Святая Христова Пасха. Все очередные праздники Пасхи, объединены одним – в каждую Пасху происходит одно и то же событие – Святое Христово Воскресение. Это событие, духовная реальность которого проявляется в нашем плотском мире, как непрерывное действие. Мы отмечаем его с периодичностью один год. И одну неделю.
Для чего нам нужна Пасха, объяснять не буду, об этом написано множество литературы. Хотя можно и упомянуть – по словам Отцов Церкви, празднуя Пасху Христову, мы встречаемся с воскресшим Христом. Только мало кому, очень и очень редким святым угодникам Божиим, довелось увидеть Его воочию. Мы же, в абсолютно подавляющем большинстве, Христа видеть не в состоянии (понятно почему), но мы, как бы, ощущаем Его присутствие, что и наполняет нас великой радостью. Потому-то Пасху Христову называют праздников праздник, ибо нет для человека ничего выше и ценней, чем быть с Богом. С Богом всюду Рай, так же как без Бога – всюду ад.
Однако, встречаться со Христом раз в году, для нас мало. Мы встречаемся с Ним еженедельно, для этого приходим в церковь по воскресным дням. В день недели, который называется воскресенье, происходит то же самое Воскресение Христово, что и в Пасху Христову, что и в любой иной день. И со Христом мы можем встретиться абсолютно где угодно, ибо Христос вездесущ. Но мы идем в церковь, потому что «церковь дом Бога живаго», потому что церковь – святыня и, стало быть, в церкви Христос присутствует лично, Своею благодатью.
+ + +
Теперь о периодичности празднования Воскресения Христова. Опять же воспользуемся простой аналогией.
Тех, кто приходит в церковь по воскресеньям называют – прихожанами. Ну, а тех, кто приходит в церковь на Пасху, да, может еще и на Рождество, тех называют «захожанами». Если бы мы праздновали Воскресение Христово только 1 раз в год, то наша Церковь превратилась бы в Церковь «захожан», т.е. не было бы ни прихожан, ни приходов. Получилось бы так: год стоит пустая церковь, куда раз в год, на Пасху стекаются на праздник люди. Остальное время церковь пустует – нет прихожан. Вместе с их отсутствием было бы отсутствие и церквей. Действительно, кто бы обихаживал церковь, а главное, кто бы церковь строил?
Захожанам стало бы просто некуда заходить. Легко представить, во что превратилась бы Церковь. Даже особой фантазии не надо.
+ + +
Великий Крестный ход – это тоже Пасха, но только особенная Пасха, о которой святой праведный Серафим Саровский предрек: «Придет время и в середине лета запоют Пасху». Время пришло.
Это и есть: «Русская Пасха». Ее мы отмечаем ежегодно, на Царские дни. На Русскую Пасху воскресает тоже Христос. Кому же еще и кто же еще может воскреснуть? – поэтому Пасха. Но одновременно, на Русскую Пасху воскресает Святая Русь. Поэтому и Русская Пасха. А для исполнения Русской Пасхи требуется Русская Голгофа. Ну, или иначе, Русская Голгофа создана для исполнения Русской Пасхи.
На Царские дни, мы идем Великим Крестным ходом по Царской дороге, т.е. празднуем ежегодную Русскую Пасху. Проводится Великий Крестный ход от Вознесенской горки, от Храма-на-Крови после ночной службы в нем (как и положено на Пасху), по Царской дороге до Ганиной ямы, до монастыря во имя святых Царственных Страстотерпцев, в котором тоже проводится соответствующая служба.
Пользуясь логикой, приведенной выше, мы можем обосновать (хотя бы в первом приближении) необходимость праздновать Русскую Пасху и еженедельно. Этой цели служит проведение Малого Крестного хода периодичностью в одну неделю, по воскресным дням. Проводится он (пешеходная часть) по Северному участку Царской дороги, который начинается от церкви во имя иконы Божией Матери Владимирская и тоже до Ганиной ямы.
+ + +
Вернемся к тому, с чего начинали. Теперь мы немного разобрались с феноменом единения плотского с духовным, свойственного Малому крестному ходу, о котором хотим вести речь в наших еженедельных сообщениях. Что мы хотим освещать? Какими средствами мы располагаем, или что годится в качестве средств освещения? Очевидно, что освещение такого действия, как Малый Крестный ход, не может быть сделано посредством чисто описательного репортажа, который будет бесконечно повторять сам себя. Но что еще хуже, ограничится освещением только одной стороны – чисто плотской, видимой плотским зрением, игнорируя духовную.
Требуется средство, которое более гармоничное справится с задачей. Ведь что является предметным содержанием Малого Крестного хода – молитва. Да, соборная молитва, идущих по Царской дороге, которая, чисто внешне, для нашего плотского мира, повторяется раз в неделю. Повторяется и повторяется. Но молитва – это живое общение человека с Богом, это бесконечно новое и неповторимое для человека и невыразимое человеческим языком. В описательном, словесном репортаже это, конечно не расскажешь. А чисто внешне, это постоянное, до деталей, повторение одного и того же репортажа, даты только будут меняться.
+ + +
Итак: Еженедельно мы будем публиковать сообщение посвященное проведению крестного хода. Он будет состоять из двух частей.
1. Фоторепортаж.
Нельзя дать словесного описания молитвы, но можно показать человека в молитве. Опять же, показать, а не описать. Потому что, одна фотография может заменить многие страницы текста, но никакое количество текста не может заменить одну фотографию. Таково свойство визуального способа отображения информации. Но фотография, если это фотография, так называемая «художественная», способна не только передавать информацию, но ее созерцание может вызвать сопереживание происходящему. Сопереживание человеку, который находится в молитвенном состоянии. Впрочем, это уж как получится. Это зависит от многого, в том числе, от качества (профессионализма) фотографа и от качества (профессионализма), применяемой им аппаратуры.
2. Текстовая часть.
В еженедельном сообщении о Малом Крестном ходе будет и текстовая часть. Это тоже освещение события, но не события как такового, а освещение его смысла. Как уже говорилось, я хотел написать репортаж с первого крестного хода (24.07.11), предварив его краткой «теоретической частью».
У меня не получилась краткая статья в срок, ибо нужно было написать – во-первых, кратко, во-вторых, вразумительно. Увы, сколько то кратко рассказать что такое «Малый Крестный ход», не получится, а чтобы и «возможно более полно осветить тему», то даже и длинно не получится. Вместо одной безразмерной статьи, напишем серию маленьких статей. Но тогда и пределы расширим. Будет у нас серия статей, в которой мы постараемся раскрыть тему – «Русская Пасха на Русской Голгофе». Вместо одной большой статьи, в которой пришлось бы давать цельную систему взаимосвязанных идей, мы заменим серией небольших, в каждой из которых будет излагаться всего одна идея. В следующей статье еще одна идея, которая продолжит и разовьет первую, а так же и всю серию предыдущих. И так, до победного конца.
Какой длины получится серия, я не знаю. Темы (идеи) отработаны вчерне, но не написаны целиком. Поэтому буду подавать раз в неделю по статье. Подам столько статей, насколько меня хватит, или пока не исчерпается тема. Посмотрим, что произойдет раньше.
Каждая статья будет нумерована от номера «01» до номера «N». Вводная статья, это даже не первая статья, а предшествующая ей, стало быть, – нулевая (00). Настоящая статья 1-я из нулевых статей, потому что в статье 00, при ее написании, оказалось идей больше чем одна.
Екатеринбург 01.10.11